Игра «Как нам помогает ум» Дети делятся на группы. Каждой группе дается рисунок из какой-либо известной сказки . Дети должны подумать, как ум поможет героям этой сказки в разных ситуациях, например: - Золушка хочет научить сестер трудолюбию; - Три поросенка хотят научить волка помогать лесным жителям; - Малыш хочет помочь Карлсону починить моторчик; - Колобок хочет устроить хлебный праздник для всех жителей леса; - Маша хочет помочь медведям воспитывать маленького медвежонка.
Беседа Вопросы и задания для беседы: - К мнению каких людей вы прислушиваетесь и почему? - Кто в вашей семье самый умный и почему? - Вспомните и расскажите о каком-либо умном совете. Чем вам помог этот совет? - Что должен уметь делать человек, чтобы развить свой ум? (Больше читать, размышлять, общаться с разными людьми, путешествовать, уметь слушать). - Расскажите о книге, которая сделала вас умнее - Перечислите все хорошее, что может дать человеку ум.
Прочитайте детям сказку : Чужой ум. Ш.Кадими Решили как-то старик со своим сыном продать осла и повели его на городской базар. Осел впереди идет, а они за ним . Прошли они мимо группы людей и слышат вслед: - Ну и глупцы, вместо того чтобы на осле ехать, они за ослом пешком идут. На то и осел, чтобы людей возить! Подумал старик, подумал и говорит сыну: - И правда, не взобраться ли нам, сынок, на осла, а то путь до города неблизкий. Так и сделали. Едут дальше, а навстречу им идет крестьянин. Проехали они мимо, а тот кричит вслед: - Видно, сердца ваши льдом покрыты, раз вдвоем на бедное животное взгромоздились! Подумал старик, подумал и говорит сыну: - И правда, сынок, не выдержать нашему ослу такой тяжести. Иди-ка ты пешком, а я на осле поеду. Так и сделали. Едут дальше. Навстречу им два молодых человека идут. Не успели старик с сыном отъехать от них, как слышал вслед: - Отец-то на осле едет, а бедный сын потом обливается. Почему так несправедливо все устроено: старым всегда почет, а молодых за людей не считают. Подумал, подумал старик и говорит сыну - Вижу, сынок, устал ты, давай меняться, пешком пойду, а ты на осле поедешь. Так и сделали и дальше поехали. Перед самой реке видят они двух стариков, отдыхающих под деревом. Прошли они мимо, a старики им вслед возмущаются : - Посмотри, наглец какой- сам на осле, а отец пешком тащится. Да, в наши времена такого бы не допустили. Совсем молодежь распустилась. Подумал старик, подумал и решил : - Давай-ка, сынок, свяжем осла за ноги и понесем его в город на своих плечах. Так и сделали. Однако на мосту споткнулся сын и выпустил осла из рук, а отец тяжесть такую один не удержал. Упал осел в воду и утонул
Вопросы и задания к сказке: - Если бы вы встретили отца и сына в каждом из четырех описанных случаях, что вы о них подумали бы? - Как все-таки отцу и сыну стоило добираться до города: на осле, пешком или неся осла на руках?
Рисунок «Умные обитатели Земли» Попросите детей рассказать, каких обитателей нашей планеты можно назвать умными, и почему. Затем дети рисуют разных умных обитателей Земли, например: солнышко, небо, дождик, дерево, гору, цветок и т.д. По своим рисункам дети рассказывают о каких-либо умных поступках тех, кого они нарисовали. Например: однажды солнышко задумалось, как сделать так, чтобы в северных краях было потеплее. Оно посоветовалось со своими лучами и решило послать в северные края солнечное письмо.
Творческое задание «Умный человек» Прочитайте детям пословицу: «Лучшее дарование — ум, худшая беда — невежество». Поделите детей на две группы. Одна группа придумывает, как поступит умный человек, а другая – как поступит глупый человек в следующих ситуациях: - Вам нужно переправиться через реку, - Вы очень голодны, а в доме нет обеда, - Вы плохо себя почувствовали, а дома никого нет, - Вы хотите новую игрушку, а у родителей нет денег Затем обсудите с детьми, какие беды могут произойти с людьми из-за невежества.
|