Игра «Палочка-выручалочка» Поделите детей на группы. Один человек — ведущий (это может быть воспитатель). Ему дается красивая палочка-выручалочка. Дети одной группы должны вспомнить или придумать какую-либо ситуацию, когда им нужна помощь. Например: плохое настроение, болит зуб, кто-то обидел, не купили новую игрушку и т.д. После этого дети говорят ведущему: «Палочка-выручалочка, выручи нас». Ведущий подходит к ним, и они рассказывают ему о своей проблеме. Затем ведущий обходит другие группы, дотрагивается до них палочкой и просит каждую группу по очереди помочь своим друзьям в беде. Игра повторяется до тех пор, пока каждой группе не помогут решить ту или иную проблему.
Беседа Вопросы и задания для беседы: • Если бы кто-то спросил у вас, как научиться всегда приходить людям на помощь, что вы ответили бы? • Какими качествами должен обладать человек, готовый всегда прийти на помощь другим? • Расскажите разные случаи из своей жизни, когда кто-либо помог вам или вашей семье в беде. • Расскажите о каком-либо своем добром поступке, который помог вашему другу.
Прочитайте детям сказку: Лесной Мишка и проказница-Мышка . Латышская сказка Медведь — Лесной Мишка всю зиму спад в своей снежной берлоге и сосал лапу А снилось ему лето и соты, полные меда. Тут же рядом в норке жила Мышка-Проказница. Однажды она случайно забежала в медвежью берлогу да заблудилась там и попала к Медведю в ухо. Медведь проснулся, закрыл лапой ухо и поймал Проказницу. — Мое ухо — нора для тебя, что ли? Вот раздавлю тебя сейчас, как ягоду малину! — Не дави меня, Мишка, — стала жалобно просить Проказница, — лучше отпусти, я тебе пригожусь! Лесной Мишка посмеялся над Проказницей: ну на что она может ему пригодиться? Но все же отпустил. Прошло немного времени. Медведь темной ночью вылез из берлоги, побрел по лесу да и угодил в ловушку. Рвался он из петли что было силы, но вырваться не мог. Конец пришел Лесному Мишке! Медвежий рев разбудил Мышку-Проказницу. Она выскочила из своей норки посмотреть: почему Медведь так ревет? Смотрит, а ее силач-сосед в ловушке. Мышка подбежала, перегрызла петлю и освободила Медведя. С тех пор Лесной Мишка всегда зовет Мышку-Проказницу погостить в его берлоге и даже разрешает погреться в его косматом ухе.
Вопросы и задания к сказке : Представьте, что мышка из сказки залезла к вам в ухо. Что вы сказали бы ей и как бы поступили? Расскажите, как взаимовыручка поможет найти выход из следующих трудных ситуаций: • У медведицы потерялся медвежонок; • Волчица пропала, и волчата остались одни; • У белки украли все запасы на зиму; • Дятел сломал свой клюв; • Грибник наступил на муравейник. Например: Если волчицу поймали охотники, все звери могут приносить ее волчатам еду, пока они не вырастут. Если у белки украли запасы на зиму, звери должны поделиться с ней своими запасами.
Рисунок «Слабые и сильные» Придумайте и нарисуйте, как сильные лесные обитатели помогают слабым, а слабые — сильным. Например, дятел помогает деревьям, которые намного сильнее и больше его; деревья помогают насекомым, укрывая их на зиму в своей коре и т.д.
Творческое задание «Мышка и медведь» Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — мышка, другой — медведь. Дети должны рассказать, как поступят мышка и медведь в следующих ситуациях: • Медведь заболел и не смог выходить из берлоги; • Детки мышки потерялись в лесу; • Медведь нашел в лесу земляничную поляну; • Еж уколол мышку своими иголками; • Медведя искусали пчелы и т.д. Например: если медведя искусали пчелы, мышка может попросить у лесника мазь от укусов.
Прочитайте детям сказку: Кто сшил Видеку рубашку . Ф.Левствик Жила когда-то вдова. Было у нее семеро детей. С утра до поздней ночи работала она, но все равно оставалась такой бедной, что даже не могла купить своим детям новые рубашки. Младшим приходилось донашивать рубащки старших братьев. И самому младшему — Видеку всегда доставалась совсем старая рубашка. Видек был добрый мальчик. Шел он однажды по дороге и встретил голодного Ягненка. Пожалел его Видек и отвел на луг, где росла самая вкусная трава. Спасибо, Видек, — сказал Ягненок. — Я вижу, рубашка твоя совсем старая — ветер ее насквозь продувает. Возьми моей шерсти на теплую рубашку. Взял Видек шерсть и понес ее домой. Проходил он мимо засыхающего Тернового куста. Зачерпнул Видек воды из ручья и полил куст. Спасибо. Видек — зашелестел Терновый куст. _ Скажи мне, что ты несешь? — Ягненок дал мне шерсть на новую рубашку, — ответил Впдек. — Давай я тебе ее спряду, — сказал Терновый куст. Зацепил Терновый куст шерсть своими колючками и стал ее теребить, растягивать, свивать в тугую нить. - Вот тебе моток шерсти, — сказал Терновый куст. — Ее как раз хватит на новую рубашку. Взял Видек моток шерсти и понес домой. Видит, плетется через дорогу Лесной паук. Весь в пыли, устал. Видек перенес Лесного паука через дорогу и посадил на травинку. Спасибо. Видек, — сказал Лесной паук. — Скажи мне, что ты несешь? - Ягненок мне дал шерсти на новую рубашку, а Терновый куст спрял из нее нитки. - Я могу соткать тебе из этих ниток полотно, —• сказал Лесной паук. Принялся паук плести из ниток полотно. Быстро перебирал он своими тонкими лапками и носился туда-сюда, туда-сюда, переплетая нитки. А когда соткал кусок полотна, сказал: «Вот тебе полотно. Его как раз хватит на рубашку». Взял Видек полотно и понес его домой. Видит, придавило большим камнем клешню речному Раку. Приподнял Видек камень и освободил Рака. — Спасибо, Видек, — сказал Рак. — Скажи мне, что ты несешь? - Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из нее ниток. А Лесной паук соткал полотно, — ответил Видек. — Ты встретил как раз того, кто тебе нужен, - сказал Рак. — Дай мне твое полотно, и я выкрою тебе из него прекрасную рубашку. Острыми клешнями Рак ловко раскроил кусок полотна. Его хватило на спинку и на перед, на рукава, правый и левый, и на воротник. — Бери, — сказал Рак, — теперь остались пустяки: сшить новую рубашку. Пошел Видек дальше. И вдруг увидел в траве выпавшего из гнезда птенца Птицы-ткачика. Поднял Видек птенца и посадил в гнездо. — Спасибо, Видек, — сказала Птица-ткачик. — Скажи мне, что ты несешь? — Ягненок дал мне шерсти на новую рубашку. Терновый куст напрял из нее ниток. Лесной паук соткал полотно, а Рак раскроил его. Теперь осталось сшить рубашку. — Лучшего портного, чем я, не найти, — сказала Птица-ткачик. Принялась Птица-ткачик сшивать острым, как игла, клювом спинку и перед, рукава, правый и левый, и воротник. Получилась красивая теплая рубашка. Надел ее Видек н пошел домой. Увидели его братья и закричали: — Посмотрите, у Видека новая рубашка! Откуда она у тебя? — Мне ее подарили Ягненок, Терновый куст, Лесной паук, Рак и Птица-ткачик, — ответил Видек. С тех пор Видек ходил в новой рубашке, лучше которой никто, нигде, никогда не видывал.
Вопросы и задания к сказке: Как вы думаете, почему рубашка Видека была лучше всех других? Представьте, что герои сказки сшили вам какую либо одежду. Расскажите о том, какая это одежда, и как она шилась.
Рисунок «Рубашка помощи» Представьте, что добрая волшебница превратила рубашку Видека в волшебную рубашку помощи. Представьте, что Видек подарил вам свою рубашку. Нарисуйте ее и расскажите, кому и как вы поможете, когда на вас будет эта рубашка.
Творческое задание «Поможем другу» Прочитайте детям пословицу: «Добра желаешь, добро и делай». Попросите мальчиков подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочек — обо всем добром, что они могут сделать для мальчиков. Затем поделите детей на пары из мальчиков и девочек и попросите каждую пару в течение дня помогать друг другу. Предложите детям приготовить для тех, кто оказался с ними в паре, какие-либо подарки (рисунок, добрые слова, песенку и т.д.) В конце дня дети встают в круг доброты и дарят друг другу подарки.
Задание на дом Нарисуйте на доске ромашку, а в ее серединке напишите слово «дети». Попросите детей перечислить, чем и как они могут помочь своим родным. Каждый перечисленный детьми поступок помощи дарит ромашке новый лепесток. Постепенно на доске рождается цветок помощи семье. Попросите детей дома нарисовать цветок помощи маме. У цветка должно быть столько лепестков, сколько раз дети помогли маме в этот день.
|