Игра «Чудо единства» Дети делятся на группы и получают карточки с рисунками разных предметов. Каждая группа должна подумать, люди каких профессий трудились сообща, чтобы сделать этот предмет. Затем дети распределяют между собой эти профессии и рассказывают что они сделали для изготовления данного предмета. Например: чтобы сделать скрипку, лесник нашел в лесу музыкальное дерево, дровосек срубил его, плотник сделал из него доски, мастер их этих досок сделал корпус скрипки и т.д. Беседа Вопросы и задания для беседы: • Если бы кто-то рассказал вам неприятные вещи о вашем друге, как бы вы поступили? • Приведите примеры из своей жизни, когда в одиночку вы не могли справиться с каким-либо делом. Прочитайте детям сказку: КОРОВЫ ВРОЗЬ - ТИГРУ РАДОСТЬ Бирманская сказка В давние времена неподалеку от леса паслось стадо коров. Держались они всегда вместе, ни одна от стада не отходила. А в лесу жил тигр, и был он очень хитер и коварен. Давно уж хотелось ему задрать какую-нибудь корову, но стадо было точно каменная скала — попробуй тут утащить хоть одну! Тогда та решил как-нибудь разобщить стадо, рассорить коров. Вот однажды подобрался он к одной корове и стал ей нашептывать: — Послушай, круторогая! А знаешь, что вон та загнутыми рогами и впалыми боками, надумала забодать тебя? Потом он подполз к другой корове: — Эй, длиннохвостая! Ты, я вижу, пасешься, как ни чем не бывало. Или не видишь, как пыжится вон та корова, с прямыми рогами? Да ведь она забодать тебя собирается! Поверили коровы хитрому тигру, стали подозрительно вглядываться друг в друга и вскоре перессорились из-за какого-то пустяка. Они уже не держались все вместе, как раньше, — порознь траву щиплют, порознь на водопой шагают. Перессорил тигр всех коров, и теперь ему ничего не стоило задрать их одну за другой: и круторогую, и длиннохвостую, и пятнистую, и ту, что со впалыми боками. Так и съел все стадо. С тех пор люди говорят: «Коровы врозь — тигру радость».
Вопросы и задания к сказке: • Были ли в вашей жизни случаи, когда после ссоры с вашими близкими или друзьями с вами происходили неприятности? Как вы думаете, почему это происходило? • Придумайте и расскажите, как тигру подружиться с коровами и стать их защитником.
Творческое задание «Если нет единства» Попросите детей рассказать, что может случиться с семьей, в которой нет единства, в следующих ситуациях: - Кто-то в семье тяжело заболел; - В доме нужно делать ремонт; - В семье нет денег; - Дети не слушаются взрослых; - В семье появилось домашнее животное и т.д. Затем попросите детей представить, что появился волшебный источник единства. Дети должны рассказать, как вода из этого источника поможет людям решить сообща эти или любые другие нелегкие проблемы.
Прочитайте детям сказку; ВЛАСТИТЕЛИ ЛЕСА По мотивам фольклора американских индейцев Это было давно. Это было тогда, когда горы были еще молодыми и совсем маленькими. Амазонка тоже была тогда молодая и маленькая, как ручей. В те времена лес покрывал всю землю. В лесу жили разные звери. Большие и маленькие. Злые и добрые. Разные звери. Большие и сильные обижали слабых. А слабые не смели возражать. Они боялись. Однажды большие и злые звери сказали так: — Мы властелины леса. Вы обязаны нам подчиняться. Нам надоело охотиться. Мы устали от этого. С сегодняшнего дня все звери, которых мы хотим съесть, должны прийти к нам сами. Добровольно. По одному зверю для каждого блюда. Таков наш приказ. Кто это сказал? Пума это сказала, и крокодил кайман тоже сказал, и большая змея боа, и гремучая змея. Маленькие звери стали очень несчастными. Т ми несчастными, что даже забыли страх. Они сказали: - Злые большие звери провозгласили себя властителями леса. По какому праву? Они заставляю, нас добровольно идти на смерть. Это несправедливо Так говорили заяц, и игуана, и обезьяна, и броненосец, и тапир. Он хоть и большой, но очень добрый и застенчивый. Большие звери сказали: — Нечего спорить. Вы должны подчиниться. Правильно или нет, но так будет. Мы властители леса, потому что мы сильнее вас. Во и все. Маленькие и добрые звери сказали: - Надо помешать жестоким большим зверям быть властителями леса. Надо что-то сделать... Но они не знали, что нужно сделать. Летучая мышь очень умная. Она сказала так: — Если кто-нибудь из нас окажется сильнее этих больших и злых зверей, он станет властителем леса. И он нас не будет трогать. Все обрадовались. - Хорошая мысль. Тапир больше нас всех. Он пойдет бороться с большими и злыми зверями. И он их победит. Он станет властителем леса. И тогда мы будем жить спокойно. Тапир большой и толстый, но очень застенчивый сказал: — Я не посмею. Они меня съедят. Я боюсь. Умная летучая мышь сказала: — Не надо выбирать самого большого. Надо выбрать самого смелого. Кто тут храбрец? Кто хочет помериться силами с большими злыми зверями? Броненосец сказал: - Не я. Так сказали и все остальные маленькие звери. И тогда пришел муравей. Он сказал так: - Я хочу помериться силами с большими злыми зверями. Я не боюсь. Все стали смеяться - такой крошечный муравей! Муравей сказал: - Не смейтесь. Конечно, я один ничего не могу поделать с этими большими и злыми зверями, но Муравьиный народец, скопом, может их покорить. Я не боюсь. Мурьей отправился к большим злым зверям. Он сказал им: - Вы думаете, что вы властители леса. Вы думаете вы самые сильные, но это неправда. Муравьиный народец сильнее вас. Большие звери стали смеяться: -Да он же совсем крохотный, этот муравей! Муравей сказал: - Нечего смеяться. Давайте лучше померяемся силами. Вот ты, кайман, а ну-ка покажи свою силу! Кайман лежал на берегу ручья. Этот ручей был а Амазонка, но этого никто еще не знал. Кайман разинул свою огромную пасть. Он схватил своими страшными челюстями ствол дерева. Дерево было очень большое и толстое. Кайман вмиг перекусил дерево, и оно упало. Кайман сказал: - Вот какая у меня сила. Пусть муравей покажет свою! Муравей сказал: — Сейчас покажу. Он позвал своих товарищей. Собрались все муравьи. Весь муравьиный народец. Их было вели множество. Они набросились на деревья. Каждый муравей отгрыз всего крохотный кусочек, не больше пылинки. Но муравьев было много. Они подгрыз все деревья, и все деревья упали. Десять деревьев, потом сто, потом тысяча... В лесу образовала, огромная просека. Муравей сказал: - Муравьиный народец сильнее каймана ! А ну-ка, боа, покажи ты теперь свою силу! Боа в это время висел на лиане, обвившись вокруг нее. Лиана была большая и толстая. Боа сжал ее своими мощными кольцами, и она хрустнула. Боа разломал ее на маленькие кусочки. Потом сказал: - Видели мою силу? Пусть муравей сделает то же. Муравей ответил: — Пожалуйста, сейчас. Муравей дал знак своим товарищам. Муравьи кинулись на деревья, которые они только что повалили. Каждый муравей взял только крохотный кусочек дерева, не больше пылинки. На просеке образовалось ровное пустое место. Никогда еще не было в лесу такого огромного пустого места. Муравей сказал: — Муравьиный народец сильнее змеи боа. Теперь твоя очередь, пума! Пума нежилась на мягком мху. Она подняла свою могучую лапу. Она ударила по земле этой своей могучей лапой и стала рыть землю своими могучими когтями. Одним ударом пума вырыла глубокую яму в земле. Пума сказала: - Я показала вам свою силу. Что теперь будет делать муравей? Муравей сказал: — Сейчас увидите. Он дал знак своим товарищам. Тотчас каждый муравей взял чуть-чуть, не больше пылинки. Вскоре образовалась глубокая яма. Ямы такой глубины еще никогда не бывало. А там, куда муравьи сносили землю, образовалась гора. Такой высокой горы еще никогда не было. Муравей сказал: - Муравьиный народец сильнее, чем пума. Муравьиный народец сильнее всех диких зверей. Он по праву властитель леса. Большие звери свирепы, но кроме того, еще и трусливы. Они испугались и сказали: -Муравьиный народец, властитель леса. Что хочешь приказать своим покорным рабам , муравьиный народец ? Муравьи сказали: - Оставьте в покое маленьких беззащитных зверей. А в остальном - живите как хотите, и муравьи ушли по своим делам.
Вопросы и задания к сказке : - Как вы думаете, в чем была сила муравьев? - Как изменится жизнь разных обитателей леса когда его властителями будут муравьи? - Какие новые лесные законы они примут? - Попробуйте сначала сделать что-нибудь с помощью только одного пальца; затем тоже самое сделайте, используя все пальцы. В каком случае вам было легче работать?
Творческое задание «Муравьи-помощники» Поделите детей на пары. Один ребенок в паре — муравей, другой — какой-либо другой обитатель леса. Каждая пара должна придумать сказочную ситуацию, в которой друзья помогали друг другу. Например: белке муравей помог найти большой гриб; медведю — помог построить новую берлогу, зайчихе — помог найти зайчонка и т.д.
Рисунок «Работаем вместе» Прочитайте детям пословицу: «Хотя у муравья немного сил, рой муравьиный гору своротил». Поделите детей на группы и раздайте им по большому листу ватмана. Каждая группа рисует, как сообща люди строят дом, сажают деревья, собирай урожай, управляют кораблем и т.д.
|