Игра «Кто самый кроткий» Попросите детей подумать, какого человека и за что можно назвать кротким, а затем перечислить качества этого человека. Например: доброта, смирение, скромность, услужливость и т.д. Затем дети должны думать, что в природе и когда бывает кротким, например: море — когда оно спокойное и прозрачное; небо — когда оно лазурное и безоблачное и т.д. После этого дети встают в ряд. Педагог бросает мяч по очереди каждому ребенку и просит его объяснить, почему те или иные обитатели мира природы — кроткие. Например: почему береза кроткая; почему колосок кроткий и т.д. Тот, кто смог ответить на вопрос педагога, делает шаг вперед. Первый дошедший до педагога становится ведущим, и игра повторяется.
Беседа Вопросы и задания для беседы: • Встречали ли вы кротких людей? Чем эти люди отличаются от всех остальных? • Считаете ли вы себя кротким человеком? • Можете ли вы по лицу того или иного человека определить, кроткий он или нет? • Какие животные (птицы, насекомые и т. ) кажутся вам смиренными и кроткими, и почему? • Есть ли у кротости родные сестры — качества? Перечислите их. (Смиренность, скромность, нежность)
Прочитайте детям сказку. Подарок голубя. Сказка народов Индии На краю маленькой деревни жил крестьянин Кижаван. Он был очень беден и не имел никаких родственников, даже дальних, Но Кижаван не горевал: он дружил со всеми лесными жителями – зверями и птицами. А у кого много друзей , тот разве скучает когда-нибудь? Кижаван хорошо знал язык зверей и птиц. Встретит он кого-либо из лесных обитателей, поговорит с ним – и легко станет у него на душе. Птицы, завидев Кижавана, всегда приветствовали его радостным щебетом. Жил Кижаван в маленькой лачуге. Однажды он сильно проголодался, но дома ничего съестного не оказалось. Кижаван взял палку и пошел в лес. Бродил-бродил он там, ничего не нашел и повернул обратно к дому. - Помоги мне!-вдруг услышал он. Кижаван обернулся и увидел, что на дороге сидит нахохлившийся голубь. - Я не могу летать. Спаси меня! – попросил он с мольбой в голосе. Жаль стало Кижавану беззащитного голубя. Он поднял его с земли, ласково прижал к себе и пошел дальше. Дома он осторожно посадил птицу на постель. - Пока не выздоровеешь – будешь жить у меня. Не бойся , я никому не позволю обидеть тебя и помогу всем, чем смогу. Беда только, что с5ейча-то мне нечем тебя накормить. У меня совсем ничего нет, - с горечью проговорил Кижаван. - Не печалься, - утешил его голубь,- в лесу растет большое дерево манго. В его дупле лежит рис. Пойди туда и возьми этот рис. Кижаван, не мешкая, отправился в лес искать дерево манго. Шел он, шел, но дерева все не встречал. Наконец Кижаван устал и присел на бугор. Смотрит — а дерево манго растет прямо перед ним. Заглянул Кижаван в дупло и увидел, что там лежит горстка риса, а вокруг все сверкает и искрится от бриллиантов и других драгоценных камней. Равнодушно посмотрел Кижаван на сокровище . «Зачем мне эти камни? Ведь украшать себя я не собираюсь», — подумал он. Он взял только рис, вернулся в деревню, поднялся на свое крыльцо и у порога увидел второго голубя. Едва он отворил дверь, как голубь вспорхнул и оказался возле своего больного друга. Птицы радостно заворковали. Кижаван отдал им весь рис, и они упорно заработали клювами. А крестьянин сидел возле них и любовался. - Что же ты себе не оставил рису? - спросил его, второй голубь. — Да ведь там и оставлять-то было нечего Только и хватило, чтобы вам насытиться. Ничего терплю, не умру, - спокойно ответил Кижаван Голубь вылетел из лачуги и скоро вернулся , неся что-то в клюве. Подлетев к Кижавану, он положил свою ношу к его ногам. Это оказалось золотое кольцо - Возьми этот перстень. Пока ты не снимешь его с руки, у тебя будет все , что ни пожелаешь, - сказал голубь - Если это правда, то спасибо тебе, - поблагодарил Кижаван. - Мне бы только немного хлеба да молока, а больше ничего не надо. Не успел он это проговорить, как на столе появилась маленькая тарелочка со свежим, аппетитно пахнущим хлебом и рядом - чашка с молоком. Кижаван выпил молока, съел кусочек хлеба, а остатки искрошил голубям. С тех пор Кижаван живет счастливо. Все что нужно для жизни ,дает ему перстень- подарок его друга голубя. Вопросы и задания к сказке. - Как сложилась бы жизнь Кижавана, если бы драгоценности ослепили его, и он забыл бы голодного голубя? - Можно ли, по-вашему мнению, назвать Кижавана кротким человеком, и почему? - Как вы думаете, на каком языке говорил Кижаван с животными и птицами? - Были ли в вашей жизни случаи, когда вы тоже понимали язык животных и птиц? - Если бы вы получили от голубя волшебный перстень, что вы попросили бы у него для себя, своей семьи и своих друзей?
Рисунок «Подарки лесных обитателей» Раздайте детям карточки с рисунками разных лесных обитателей. Дети от имени своих обитателей по очереди рассказывают о том, чем им помог добрый Кижаван. Например: бельчонку залечил сломанную лапку; потерявшегося в лесу зайчонка отнес его маме; спас птенцов иволги от коршуна и т.д. Затем дети рисуют, чем разные лесные обитатели отблагодарили Кижавана за его доброту. Например: белочка подарит ему сушеные белые грибы; зайчиха покажет ему ягодные места и т.д.
Творческое задание «Кроткое слово» Прочитайте детям пословицу: «Кроткое слово гнев побеждает». Дети делятся на пары. Каждая пара должна придумать кроткие слова и жесты, которые смогут усмирить хищника; успокоить человека, который упал "сильно ушибся; помирить двух друзей; поддержать человека, который потерял деньги и т.д.
|