Игра «Думаем о Родине» Дети встают в круг. Педагог по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких- нет : - Человек вернулся из леса с букетом ландышей; - Человек сажает возле своего дома деревья; - Человек подъехал к озеру на своей машине; - Человек отвез свою старую машину на специальную свалку для машин; - Человек выбросил мусор в канаву возле дома; - После отдыха в лесу человек закопал весь мусор; - Человек уступил место в транспорте пожилой женщине; - Врач опоздал на работу и т.д. Если ребенок считает, что человек любит Родину, он ловит мяч, а если нет — не ловит, и объясняет почему.
Беседа Вопросы и задания для беседы: - Под музыку покажите детям несколько слайдов с красивыми видами природы. Попросите детей вспомнить свое самое любимое место на природе, и рассказать о нем. - Педагог просит детей перечислить все самое хорошее, что им подарила Родина, (семью, школу, друзей, любимые занятия, любимые места и т.д.) и рисует на доске солнце Родины. На солнце должно быть столько лучей, сколько хорошего перечислили дети.
Прочитайте детям сказку: ПРО КНЯГИНЮ . Русская сказка, рассказанная А.Корольковой Лет 500 назад, а может и более, за темными лесами, за высокими горами лежало обширное княжество. Правил им молодой князь Петр. Люди в этом княжестве жили мирно, хлеб сеяли детей растили, друг к дружке в гости ходили. Все бы хорошо и ладно, да нагрянула беда нежданная: в глубокой пещере на самой границе завелся лютый змей. Начал он поля топтать, деревни и села разорять, народ со свету сживать. Услышал князь Петр про эти бесчинства. Снаряжает он отряд всадников и дает им такой наказ: — Берите копья острые, сразитесь со злодеем. Ждет - пождет князь, не возвращаются всадники. Через три дня пришел один, пеший, весь израненный. Горе нам, князь, не одолели мы змея. Все пали в честном бою. Крепко задумался князь Петр. - Что ж придется мне самому помериться силами со змеем. Оседлал коня, взял меч, которым еще дед его бился, и тронулся в путь. Доехал до пещеры, где гнездился змей. Вылезло страшило на конский топот и зарычало громовым голосом. Не сробел князь. Вступил в смертный бой. Стало солнышко заходить, стал змей передышки до завтра просить. - Нет, сегодня кончать будем, — крикнул князь и пронзил змея. Растянулся змей на земле, прохрипел: - Твоя взяла... Но не радуйся, я тебе отомщу. Плюнул своей кровью черной, обрызгал князя с головы до ног и тут же издох. Вернулся князь с победой и устроил пир. Только недолго он веселился. Через день-другой напала на князя лихая болезнь. По телу куда попала кровь змея, открылись раны. От боли ни сесть, ни лечь не может. Пригласил князь Петр лекарей со всего княжества. Те посмотрели-посмотрели, не поймут что за хворь у князя. А во дворце жил старый-престарый слуга, он и посоветовал: - Поезжайте вы широким шляхом. Там верст за 30 есть село. В нем живет какая-то Ефросинья. Люди говорят, что она на все руки мастерица- и сошьет, и свяжет, и хворому помощь окажет. Приезжают в то село, спрашивают: - Как нам повидать Ефросинью? - А вон ее хата на краю. Заходит княжеский слуга в горницу, видит: сидит девица-краса, в два аршина коса. Слуга засмотрелся на нее и молчит. Девушка молвит ласково: - Кого тебе надобно, добрый человек? - Мне бы бабку Ефросинью. - Я и есть Ефросинья, только в бабки еще не вышла. С какой нуждой ко мне? - Да князь Петр заболел, полечить надо. - Ведите, посмотрю, какова его болезнь. Ввели князя под руки. Как глянул он на девушку, сразу полегчало, и вроде боль приутихла. Ефросинья осмотрела его и говорит: - Дам я тебе от этой хвори настойку на семи травах. Пей каждый день на рассвете, все пройдет. Взял князь пузырек, поблагодарил девушку и скорее домой. Едва минуло три дня, болезнь словно рукой сняло. Снарядил князь подводу, нагрузил ее шелком, бархатом, золотом, серебром, каменьями самолетными и отправил в подарок Ефросинье. Та сокровищ не приняла, сказала посыльному: - Дешевы подарки. Поезжай и спроси у князя, нет ли у него чего-нибудь подороже золота-серебра. Доложили это князю, а он думает: - Запала она мне в сердце, наяву и во сне стоит перед глазами. Отдам я Ефросинье свою любовь, пускай она мне верной женой будет. Посоветовался князь со своими придворными, а те говорят: - Не пара она тебе, ты высокого рода, а она простая крестьянка. Князь говорит: - А какая разница? Все люди от одного корня идут - Ты ученый, а она нет. - Иной неученый двух ученых стоит. - Ну, смотри сам, тебе с горы виднее. Приезжает князь к Ефросинье, становится перед ней на колени и берет за руку: - Есть у меня еще один подарок — моя любовь. Прими ее, будь моей женой. - Вот это мне дороже золота-серебра. Согласна с тобой идти, куда скажешь. Сыграли они свадьбу и стали жить в мире и согласии. Но невзлюбили Ефросинью жены придворных: - Не место ей во дворце, не будем мы простую мужичку за княгиню почитать. - Да она хорошая, разумная, — возражают мужья. - Все равно черная кость. Уговорите князя отослать Ефросинью в село, чтобы наши глаза ее не видели. Пошли придворные к князю: - Так и так, не дают нам житья жены. Не желают они с Ефросиньей Никитичной за одним столом сидеть. Отправь ее обратно, где была, иначе не слуги мы тебе. Неужели не найдешь жены знатной. Нахмурился князь: - Не могу я этого сделать. Поговорите сами с ней. Если согласится, быть по-вашему. Пришли жены придворных к княгине: - Покинь ты дворец, уезжай в свою деревню, а то зазорно нам ниже тебя быть. Мы тебе дадим, что захочешь, сколько угодно нарядов и драгоценностей. Она отвечает: - Хорошо, раз ваше чванство до того дошло, уеду. И ничего мне не надо, кроме самой великой драгоценности, мужа моего, князя Петра. Разгневался князь на всех придворных с их женами: - Не покину я Ефросинью. Куда она , туда и я. А вы сами тут правьте. Приказал он снарядить двенадцать подвод с имуществом, да Ефросинья отсоветовала: - Зачем оно нам? Руки-ноги есть, голова есть, поживем – наживем. Поехали они, день едут, другой едут, вдруг слышат, кто-то их догоняет. Подскакал гонец, бледный , испуганный: - Несчастье, князь! Неприятели нашу границу перешли, села, города жгут, старых и малых бьют. Иди обороняй , вызволяй родимый край! Сначала князь и слушать не хотел: - Мало там вельмож и бояр. Пусть сами справляются. Ефросинья с ним не согласилась: - Кто же родину в беде бросает. Обида обидой, а долг долгом. Собрал князь Петр сильную дружину. Кликнул клич ко всему народу. Ударили врагов сообща, полегло их видимо-невидимо, а кто остался жив, того и след простыл. На радостях князь созвал людей на пир. Столы накрыли и во дворце, и прямо на площади, чтобы никто не остался в стороне. А жены придворных подошли к Ефросинье, в пояс поклонились, в один голос повинились: - Виноваты, матушка-княгиня. Прости за нашу грубость и невежество. Долго еще жили князь Петр и княгиня Ефросинья в любви и дружбе. Когда стали престарелыми, ушли на покой и скончались оба в один день. Похоронили их в одной могиле и посадили зеленый куст. Пришла весна и зацвели на нем белые душистые цветы. И говорят, от того куста на земле черемуха пошла.
Вопросы и задания к сказке: - Что для Ефросиньи было самым дорогим в жизни? - Как Ефросинья относилась к своей Родине? - Что стало бы с княжеством, если бы Ефросинья не уговорила своего мужа вернуться? - Представьте себя жителями княжества Ефросиньи и Петра и расскажите об их правлении - Были ли в вашей жизни ситуации, когда с вами поступали несправедливо, но вам удавалось справиться со своей обидой и простить обидчиков ? - Когда вы уезжаете на время в другой город скучаете ли вы по своему родному месту?
Игра «Мудрая княгиня» Попросите детей встать в круг. Один из них — мудрая Ефросинья. Мудрая Ефросинья выходит на середину круга, и дети по очереди рассказывают ей о каких-либо проблемах в доме, городе, стране. Выслушав каждого, Ефросинья должна дать мудрый совет Например: у нас очень грязно в подъезде, что нам делать? Совет Ефросиньи: в выходной день соберите своих друзей и подметите подъезд, а после этого развесьте на стене подъезда красивые рисунки.
Рисунок «Для любимой Родины» Прочитайте детям пословицу: «Родина краше солнца, дороже золота». Обсудите с детьми, краше и дороже чего еще может быть Родина. Например: краше звезды, небес, радуги; дороже денег, машины, дворца и т.д. Затем дети перечисляют, что может подарить своей Родине человек, который ее любит. Например: хорошо сделанную работу, любовь к своей семье, букет цветов, красивый танец и т.д. Попросите детей подумать, что они могут подарить Родине, и нарисовать свой подарок. По рисункам друг друга дети рассказывают о том, как их друзья любят свою Родину.
Задание на дом Постарайтесь с помощью взрослых подарить своей Родине тот или иной подарок, который вы нарисовали.
|