Понедельник 30 Декабрь 2024   Українська  /   Русский       Карта сайта  


История Русской Библии - Сийское Евангелие, рукопись 1339 года
Библия — богодухновенное Писание, непогрешимое и безошибочное Слово Божье, которое написал Бог через людей для того, чтоб открыть Самого Себя, Свою волю и Свою любовь.

Сийское Евангелие, рукопись 1339 года

Сийское Евангелие, рукопись 1339 года
Сийское Евангелие — рукописное Евангелие-апракос, написанное в 1339 (1340) году. Известно своей миниатюрой «Отослание апостолов на проповедь».

История


Евангелие было написано в Москве при великом князе Иване Калите в качестве вклада в Лявленский Успенский монастырь (располагался в селе Лявля в 35 километрах к югу от Архангельска), который в 1633 году был присоединён к Сийскому монастырю в библиотеку которого оно и попало. Содержащаяся в конце рукописи памятная запись указывает на её заказчика — «написано быс(ть) си Еуа(н)г(ели)е въ граде Москове на Двину къ с(вя)теи Б(огороди)ци повелениемь рабомь б(ожи)имь Ананиею черньцемь». Также эта запись указывает на имена писцов «писали многогрешней дьяци Мелентии | да Прокоша, бл(а)г(о)-с(ло)в(и)те и|хъ, а не клените».

В отношении даты написания Евангелия памятная запись сообщает: «В лет(о) 6000-е 800-е 47-е [1339], инидикта 12, миротворенаго и с(о)лн(е)чьного кроуга въ 4-е лет(о) висикостное, жидовьсего ирук въ 7-е лет(о), епакта 18 лет(о), въ 5-и каландъ м(е)с(я)ца марта». Несмотря на полноту записи определение точной даты написания Сийского Евангелия вызывает противоречия. Так при сентябрьском начале года эта запись указывает на 25 февраля 1339 года, а при мартовском на тот же день, но 1340 года.

В Антониево-Сийском монастыре Евангелие в июне 1829 года обнаружил археограф П. М. Строев. По месту обнаружения оно и получило своё название — Сийское. В 1903 году оно поступило в Древлехранилище Архангельского епархиального церковно-археологического комитета. По описи 1922 года Сийское Евангелие находилось в отделении рукописных и старопечатных книг Архангельской Публичной библиотеки, но фактически хранилось в пакгаузах Архангельской таможни. В 1927 году его передали в архив Историко-археографической комиссии (Ленинград), а в 1932 году — в рукописное отделение библиотеки Академии наук.

Описание


«Поклонение волхвов»
Заставка на первом листе
Евангелие написано на пергамене, содержит 216 ненумерованных листов. Текст написан уставом в два столбца по 24 строки (листы были разлинованы по трафарету). На полях имеются приписки, выполненные уставной скорописью. Рукопись сохранилась в полном объеме, за исключением первого листа (см. о нём ниже) и листом, вырезанным из 22 тетради, следовавшим за листом 172 об. Евангелие заключено в простой переплёт, обтянутый пергаменом, без каких-либо украшений.

В начале текста помещена единственная в книге заставка четырёхугольной формы с изображением змеиных голов и двух драконов. Они нарисованы киноварью, а пространство между этими фигурами закрашено зелёной и синей краской. В Сийском Евангелии имеется две миниатюры в полный лист: «Отослание апостолов на проповедь» и «Поклонение волхвов».

На миниатюре «Отослание апостолов на проповедь» Иисус Христос изображён в жёлтом хитоне и синей ризе. Он стоит у входа в храм, увенчанный куполом с крестом. Правая рука сложена в благословляющем жесте и направлена к стоящим перед ним апостолам, в левую помещён свиток. Лицам и фигурам каждого из них преданы индивидуальные черты (например, первым немного склонившимся и с прижатой к груди рукой изображён апостол Пётр, последним в образе молодого безбородого юноши Иоанн Богослов). Голова Иисуса окружена золотым нимбом, апостолы же изображены без него. Имя автора этой миниатюры — Иоанн, известно по одной из записей на страницах Сийского Евангелия.

Миниатюра «Поклонение волхвов» первоначально была первым листом рукописи, но затем предположительно в 1829 году была вырезана обнаружившим рукопись П. Строевым и хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге куда поступила не позднее 1934 года. Принадлежность данной миниатюры Сийскому Евангелию была установлена О. Ю. Поповой и затем подтверждена член-корреспондентом РАН Г. И. Вздорновым.

Миниатюра
В Сийском Евангелии имеется миниатюра с изображением Спасителя, благословляющего 12 апостолов. Спаситель изображен как бы стоящим у входа в храм, окрашенного в светлозеленый цвет с восьмиугольным куполом, покрытым желтой с золотыми бликами крышей и увенчанным четырехугольным к краям расширяющимся золотым крестом. Спаситель в желтом с позолотой хитоне и верхней синей ризе; пальцы правой руки сложены для благословения; в левой руке Спасителя свиток. Вокруг головы Спасителя золотой нимб. Первым из апостолов изображен, судя по всему, святой Петр: он немного согнувшись подходит к Спасителю за благословением, левая рука его прижата к груди, а правая простерта; за ним остальные апостолы в такой же позе; последним изображен в виде юноши без бороды и усов, видимо, Святой Иоанн. Лица и одежды их раскрашены, одежда в синий, зеленый и желтый цвета разных оттенков. Лики Спасителя и апостолов выписаны живо, округленно; каждому из них придано особое выражение; у Спасителя лик благодушный, взор кроткий, черты лица мелкие, поза простая, но благородная; на лицах апостолов изображено благоговение, выражение лиц разное.
Как композиция миниатюры, так и ее техника указывают на то, что рисовальщик был для своего времени человек художественно развитый и при том искусный, опытный в деле рисования. Записи на страницах Евангелия называют имя рисовальщика - Иоанн.


Ссылки


О Сийском Евангелии
Из истории Сийского Евангелия
Скачать Сийское Евангелие
Фотогалерея


См. также


 
Коллекция Библий:

Радость - моя Жизнь!