История Русской Библии - Аникиевское Евангелие, рукопись XV века
Библия — богодухновенное Писание, непогрешимое и безошибочное Слово Божье, которое написал Бог через людей для того, чтоб открыть Самого Себя, Свою волю и Свою любовь.
Аникиевское Евангелие, рукопись XV века
Аникиевское Евангелие, XV в.
Аникиевское Евангелие (Аникиево Евангелие) — рукописное иллюминированное Евангелие-тетр (литургическое четвероевангелие), созданное в начале XV века. Находится в собрании библиотеки Российской академии наук.
Происхождение
Происхождение рукописи неизвестно, местом её создание считают крупную книгописную мастерскую, предположительно московскую (длительное время рукописи приписывали молдавское или валашское происхождение, но рукопись не имеет особенностей славянских книг, созданных в румынских мастерских того периода).
Своё название рукопись получила от имени священника Антония Аникеева, который согласно владельческой записи в 1633 году вложил Евангелие в храм Воскресения Христова местонахождение которого неустановленно. В 1764 году рукопись приобрела библиотека Императорской академии наук у частного книготорговца. Изначально рукопись была датирована концом XV века, но в 1980-е годы О. П. Лихачёва по водяным знакам бумаги рукописи датировала её 10-20 годами XV века.
Описание
Аникиевское Евангелие
Евангелист Марк
Рукопись написана на бумаге, почерк каллиграфический — «младший» полуустав., с предисловиями и месяцесловом, написана на бумаге с водяными знаками в 10-20-х гг. XV в. Рукопись украшают:
* четыре больших заставки перед каждым из Евангелий. Они созданы в балканском стиле, представляют сложное переплетение кругов и ромбов. При их создании использована широкая палитра цветов (синий, зелёный, жёлтый, оранжевый), а также золото.
* четыре полнолистные миниатюры с изображением евангелистов. Особенностью является изображение апостола Иоанна Богослова в пещере на Патмосе без его ученика Прохора. Остальные евангелисты изображены в обрамлении зданий, сидящими перед аналоями. Миниатюры Аникиева Евангелия по сравнению с другими книжными памятниками московской школы того периода (например, Евангелие Хитрово) уже отступили от традиций палеологовского искусства и слабо отражают уровень московской книжной миниатюры конца XV—XVI веков.
4 большие заставки А. Е. (перед каждым из Евангелий) исполнены при помощи «балканского» орнамента, состоящего из переплетения кругов и ромбов. Рисунок отличается абсолютной плоскостностью (в отличие от того же орнамента в балканских рукописях). Подобный орнамент встречается в рус. рукописях нач. XV в., в частности московских (заставка 1-й четв. XV в. в «Евангелии Кошки» (РГБ. Ф. 304. Л. 4)). Особенность заставок А. Е.- исключительное богатство исполнения с обильным применением золота и ярких фонов - синих, зеленых, желтых и оранжевых. А. Е. является 1-й по времени среди сохранившихся роскошных рус. рукописей, украшенных «балканским» орнаментом. Традиция, сложившаяся в 1-й трети XV в., нашла яркое продолжение в оформлении рус. книг последующего периода, особенно 2-й пол.- кон. XV в.
Миниатюры А. Е. (перед каждым из Евангелий) изображают 4 евангелистов. Матфей, Марк и Лука сидят, слегка склонившись над листом (или кодексом) на коленях, с каламом в руке. Фоном служат 2 постройки, расположенные симметрично по сторонам композиции. Иоанн Богослов изображен без своего ученика Прохора сидящим у пещеры на о-ве Патмос, на фоне лещадок. Он показан в резком повороте к тройному лучу, нисходящему с небес.
В отличие от композиций в основных московских рукописях рубежа XIV-XV вв., таких, как Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК), Апостол Мемнона из Кириллова Белозерского мон-ря (10-е гг. XV в.; ГРМ), миниатюры А. Е. лишь в малой степени следуют традиции палеологовского искусства и передают утонченность московской живописи этого периода, что прослеживается в характере рисунка и пропорциях, в т. ч. в формах построек. Миниатюры А. Е. находят себе аналогию в тех московских памятниках, к-рым свойственна большая непосредственность художественного выражения (напр., шитая пелена с изображением Евхаристии с житиями праотцев Иоакима, Анны и Богородицы из собора Рождества Богоматери в Суздале, 1410-1413; ГИМ).