История Русской Библии - Андрониково Евангелие, рукопись XV века
Библия — богодухновенное Писание, непогрешимое и безошибочное Слово Божье, которое написал Бог через людей для того, чтоб открыть Самого Себя, Свою волю и Свою любовь.
Андрониково Евангелие, рукопись XV века
Андрониково Евангелие, XV в.
Андрониково Евангелие - Апракос, иллюминированная рукопись на пергаменте. Выполнена крупным полууставом в 2 столбца.
Место создания, датировка
Согласно помете 19 века на крышке переплёта 17 века создано для Андроникова монастыря в Москве в центральном скриптории при митрополичьей кафедре.
Прямой датировки рукопись не содержит.
Оформление Андроникова евангелия схоже с такими известными рукописями, вышедшими из московского центрального скриптория как Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское Евангелие) и Евангелие Хитрово. По этим и некоторым другим палеографическим признакам датируется первой четвертью 15 века.
Описание
Андрониково Евангелие - иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом.
Инициал В
Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в.
Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия.
Спас в силах
Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре.
Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний. Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров.
К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом:
Некоторые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил)
Место Хранения
В начале 60-х годов 19 века передано в Московскую епархиальную библиотеку. От туда в 1921 году передано в Государственный исторический музей, где хранится под кодом: Епарх. 436 (инв. 76013).
В 2000–2009 годах проходило реставрацию в ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря.