Каждый человек на земле хочет и стремится быть счастливым и радостным. Но далеко не всегда мы хорошо понимаем, что такое истинное счастье и что такое подлинная радость. И потому наши стремления к счастью нередко обращаются в погоню за призраками, а радость так легко сменяется унынием, тоской и разочарованием.
А между тем, жажда счастья и потребность в радости – это не какое-то суетное желание, не каприз нашей омраченной грехом природы. Нет, это врожденные и дарованные нам Богом устремления, составляющие неотъемлемую принадлежность нашего существа, созданного по образу и подобию Божию.
Сам Господь, наш Творец, Промыслитель и Спаситель, хочет, чтобы мы были подлинно счастливы и здесь, на земле, и в будущей вечной жизни. Он зовет нас к самой высокой степени счастья, которую Его божественное слово именует блаженством. Он указывает нам верные пути к этому высочайшему счастью. Он предлагает нам надежные способы его достижения, и Свои заповеди блаженства завершает словами: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика наша награда на небесах» (Мф. 5,3 – 12).
Сегодня, в день памяти св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, хочется снова и снова говорить о счастье, о радости, о полноте жизни, к которой все мы призваны волею Всещедрого и Всеблаженного Бога и Спасителя нашего, почерпая на этот раз преимущественно от источников мудрости великого «богословов начальника» и «зрителя неизреченных божественных откровений».
Возлюбленный ученик Господа Иоанн, сын Зеведеев, прожил долгую жизнь, в которой познал и радости и скорби. Светлые годы близкого общения с Божественным Учителем скоро сменились для него трудами и подвигами апостольского благовестия о Христе Распятом и Воскресшем, пастырскими заботами о верующих и многими тяжкими нравственными испытаниями, вплоть до исповедничества за имя Христово.
Но и в самые трудные годы своей жизни св. Иоанн был счастлив и блажен в своем действовании (Иак. 1,25). Да и мог ли, несмотря на все болезни и труды своего апостольского служения, быть когда-либо несчастлив тот, кто удостоен был возлежать на персях своего Учителя и Господа на Тайной Вечери, кто был усыновлен Пречистой Деве Богоматери Ее умиравшим на кресте Божественным Сыном, кто имел утешение проявлять сыновнюю заботу о Ней, вплоть до самого Ее блаженного успения?!
И мы легко можем понять, что именно опыт огромного лично испытанного счастья, опыт блаженной жизни во Христе соделал св. апостола и евангелиста Иоанна верным свидетелем и провозвестником того счастья, которое может испытать, и той радости, к которой может приобщиться еще здесь, на земле, не говоря уже о будущей блаженной жизни, каждая верующая душа, если только, отвергнув путь греха и порока, она решится неуклонно следовать за Христом.
«Возлюбленные! мы теперь дети Божии ... Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная ... И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна... Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 3,2; 2,25; 1,4; 5,20)
Желая стать счастливым, человек использует для достижения этой цели разные способы. Обычно он заботится о приобретении как можно большего количества знаний, опыта, полезных навыков. Снискивая себе уважение своим умением трудиться и создавать общественные ценности, он не забывает и о том, чтобы как можно лучше устроить личное и семейное благополучие. С христианской точки зрения это вполне естественно и похвально, если, конечно, человек общей пользе не предпочитает свою личную выгоду, если не обращает благородное дело служения другим людям в способ эгоистического самоутверждения.
Но опыт показывает, что даже при наличии вполне достойных мотивов жизнь в обстановке внешнего благополучия далеко не всегда чает человеку истинное и глубокое внутреннее удовлетворение. Самых напряженных усилий и самых добрых намерений нередко бывает недостаточно для подлинного счастья человека. А иногда, среди, казалось бы, полного благополучия, душу человека начинают разъедать сомнения и разочарования, особенно при различных жизненных невзгодах и при мысли о неизбежности приближающейся смерти. И невольно возникает вопрос: неужели нет в мире такой силы, которая могла бы сделать человека счастливым в любых условиях: в радости и в горе, при удачах и при неудачах, независимо от личных успехов и от каких бы то ни было иных внешних обстоятельств?
Св. апостол Иоанн Богослов в своем учении о Боге, о мире и человеке дает ясный и утвердительный ответ на этот вопрос. ЕСТЬ такая сила, и притом сила единственная и ничем другим не заменимая, которая может сделать человека истинно счастливым и радостным в любых условиях, озаряя все его существование неземным светом, согревая его душу благодатной теплотой, и вливая в его сердце неоскудевающую бодрость и энергию Сила эта — ЛЮБОВЬ!
«Бог есть любовь» (1 Ин. 4,8) — таково важнейшее в нравственном отношении свидетельство возлюбленного ученика Христова. Два самых главных догмата христианства — догмат Троичности и догмат Боговоплощения и Искупления — становятся наиболее близкими и доступными нашему разумению в свете учения о Боге как о Триипостасном Боге любви.
Слова первосвященнической молитвы Господа Иисуса Христа: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17,21), согласно богомудрому разъяснению святых отцов и учителей Церкви, ясно указывают на то, что существенным содержанием внутренней жизни Божества является неразрывное единение взаимной любви между Тремя Лицами Св. Троицы.
Но эта высочайшая божественная любовь не замыкается сама в себе. Она проявляет себя и в отношении к созданному Богом миру. Она изыскивает способ спасти человека и после того, как чрез грехопадение он лишился способности быть в блаженном общении с Богом — Источником жизни, света и радости. «…так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
Тайна искупления велика и необъятна, но нравственный смысл ее вполне доступен нашему уму и сердцу. Искупление было актом беспримерного самопожертвования, который ради нас и ради нашего спасения благоволил совершить воплотившийся Единородный Сын Божий. И только чрез всецелое благодарное принятие этой великой жертвы Богочеловека, в которой открылась нам безмерная любовь Божия, можем мы спастись, т.е. преодолеть порабощающую нас силу греха, начать ходить в обновленной жизни (Рим. 6,4) и стать сынами воскресения (Лк 20,36).
Господь Иисус Христос, чистый и безгрешный, пришел в мир, чтобы разрушить дела тьмы: вражду, ненависть, жестокость: все, что является прямым отрицанием любви и потому несовместимо с радостью и разрушительно для счастья человека. Он пришел, чтобы Своей небесной чистотой, безукоризненностью Своих поступков, всецелой правдивостью победить и обезоружить мировое зло. Он совершил это в Своей личной земной Богочеловеческой жизни, «во дни плоти Своей» (Евр. 5,7), но Он продолжает совершать это и теперь в событиях повседневной человеческой жизни и в событиях мировой истории чрез тех, кто «берет крест свой и идет за Ним» (Мф. 16,24).
Как Вождь некоего великого духовного воинства, Он Сам возглавляет всемирную борьбу со злом, — борьбу, которая окончится лишь в конце времен пред наступлением будущего века. Он, сказавший некогда ученикам и апостолам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16,33), ныне каждому добровольному и деятельному участнику этой борьбы подает невидимые, но могущественные благодатные силы для победы над злом и грехом — будь то в личной, семейной или общественной жизни.
Любовь Божия есть поистине величайшая нравственная сила. Изливаясь в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5,5), она вселяет в нас совершенную радость и возбуждает в нас ответную благодарную и деятельную любовь ко Христу, нашему Божественному Искупителю.
Любовь к Богу невозможна без любви к людям. «…мы, — говорит св. апостол Иоанн, — имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4,21). «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин 4,20).
Любовь к людям может выражаться многими и различными способами. Это и родительская любовь, которая заботится не только о внешнем благополучии детей, но и об их достойном нравственном воспитании. Это и забота о процветании Родины, о безукоризненном выполнении своих гражданских обязанностей и патриотического долга. Это и содействие развитию добрых отношений между людьми и народами. Это и поддержка усилий, направленных на устранение всего, что создает угрозу жизни людей и миру на земле.
Любовь — это лучшее украшение человеческой жизни Сколько счастья и радости излучает из себя жизнь той семьи, или такого человеческого сообщества, в котором не слышно сквернословия или гнилых слов взаимного недоброжелательства, где царит верность, чистота, целомудрие, где славится и с любовью призывается имя Божие, где молитва становится первейшей духовной потребностью человека, где все вообще взаимные отношения строятся на принципе неуклонного соблюдения двуединой заповеди о любви к Богу и к ближним, — заповеди, которая составляет непреложную основу всего Божественного нравственного закона.
Любовь к Богу и к ближним требует подвига, ответственных решений, а иногда и глубокой перестройки всей жизни христианина, перемены наших понятий, нравов и привычек. Но если мы хотим быть подлинными христианами, действительно счастливыми и способными показать путь к счастию другим людям, то мы должны к делу нашей веры и к терпению упования на Господа нашего Иисуса Христа присоединять труд любви, без которого немыслимо истинное следование за Христом
Древнее предание повествует, что когда св. апостол Иоанн достиг глубокой старости и уже не мог, как прежде, произносить продолжительные поучения, он обычно заканчивал свои краткие наставления словами: «Детки, любите друг друга». И когда некоторые спрашивали его, зачем он так часто их повторяет, он отвечал: «Это заповедь Господня, и если соблюдаете ее, то и довольно».
Пусть же эти святые слова чаще звучат в наших сердцах, как бессмертное завещание благостного старца и великого апостола любви. Пусть они побуждают нас к усердным молитвам о мире всего мира, о спасении всех людей, ближних и дальних, и вдохновляют нас на подвиг любви, в качестве награды за который обещано нам блаженство вечной жизни и непрестающая радость о Христе Иисусе Господе нашем. Аминь.
Ссылка на источник
|