"Завещеваем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас." — 2 Фессалоникийцам 3:6
Много лет назад в нашем служении трудился один весьма одарённый в музыке человек, который, к тому же, буквально заряжал весь зал. Но в его личной жизни не было никакого порядка. Он не только постоянно принимал явно неправильные решения относительно себя, но эти решения плохо сказывались и на других людях. Как пасторы мы видели, что делал этот человек и как его поведение сказывалось на окружающих. К нам на консультацию приходили люди, которых он обидел. Но он был очень талантлив, поэтому все терпели его неправильное поведение, расценивая это как маленький недостаток и благоговея перед ним, как перед поистине талантливым человеком. После нескольких месяцев молитв за него я уже точно знал от Святого Духа, что этого молодого человека ждут большие неприятности. Я встретился с ним, чтобы обсудить его будущее, предостеречь его, но он проигнорировал мой совет и продолжал вести себя так же неподобающе, как и раньше. У меня не оставалось другого выбора, как только созвать свою лидерскую команду и сказать: «Я знаю, что вы любите этого человека, но поскольку он так ведёт себя и не собирается меняться, отказывается прислушиваться к словам вышестоящих людей, я прошу вас ограничить общение с ним и прекратить с ним дружбу».
Моя команда тогда ещё не знала, что этот молодой человек зашёл так далеко, что стал совершать уголовно наказуемые поступки. Как пастор я не мог рассказать своим помощникам всё, что знал, поэтому попросил их довериться мне, послушаться меня и порвать с ним дружеские отношения. Как бы трудно им ни было это сделать, я потребовал, чтобы они отстранились от этого человека, который добровольно и стремительно приближался к катастрофе. Я уверен, если бы они и дальше тесно дружили с ним, он бы втянул их в то, чем занимался сам.
Прошло какое-то время, и мои сотрудники были очень благодарны мне, что тогда я так категорично потребовал от них порвать дружбу с этим человеком. Потому что в конце концов он нарушил законы о международной торговле и навлёк на себя такие серьёзные проблемы с русской мафией, что ему пришлось скрываться, чтобы его не убили. Но как бы он ни старался скрыться, члены мафии его нашли и похитили, а потом держали у себя до тех пор, пока он не нашёл деньги, чтобы выплатить им все долги. Тогда его наконец отпустили — всего в синяках от многочисленных побоев.
Вы думаете, столь жестокий урок побудил этого человека измениться? Отнюдь. Он продолжал в том же духе и не прекращал своих грязных дел. Хоть он и был верующим, он не собирался исправляться и отказывался слушать тех, кто хотел ему помочь. Очевидно, в Фессалониках апостол Павел столкнулся с такими же неуправляемыми, непокорными людьми, и это его расстраивало и тревожило, потому что, когда он писал фессалоникийцам второе письмо, он дал им строгий наказ: «Завещеваем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фессалоникийцам 3:6).
Греческое слово parangello — «завещевать», ещё переводится приказывать, повелевать, требовать. Понятно, что это не просьба, а прямое повеление. Слово stello — «удаляться», переводится и как сдерживаться, собираться, остерегаться, уходить. В некоторых древних текстах оно употребляется в значении убрать те паруса, которые мешают судну двигаться вперёд на полной скорости. В других текстах это слово описывало атлета, который заправил длинные полы одежды, чтобы они не мешали ему бежать. Увидев слово stello, фессалоникийцы тут же поняли, что Павел повелевает им принять твёрдое решение: избавиться от всего, что мешает их духовной жизни, в том числе, отдалиться от взбунтовавшихся христиан, которые отказывались поступать праведно перед Господом. И они поняли правильно, Павел действительно повелел фессалоникийским верующим удалиться от таких людей, поскольку это пагубно повлияло бы на их взаимоотношения с Господом.
Павел конкретно указал на людей, которых имел в виду, он сказал: «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно». Слово peripateo — «поступать», ещё переводится ходить кругом, а также имеет такой смысл: жить и работать определённым образом. То есть Павел пишет здесь не о том верующем, который совершил ошибку нечаянно, а ссылается на того, кто поступает бесчинно постоянно. Слово atakteo — «бесчинствовать», военный термин, он описывал воина, который своевольничал, нарушал порядок, неуважительно относился к военачальникам. Оно также описывало людей, которые отказывались работать и жили за счёт других. Очевидно, некоторые фессалоникийские верующие отказывались следовать требованию старейшин найти работу. Они предпочитали жить за счёт других и брать у них деньги всякий раз, когда они были им нужны. Эта картина проясняется при чтении 3-й главы. И это ещё не всё. Слово atakteo описывало и тех людей, которые постоянно вмешивались в чужие дела. Они не работали, поэтому у них было много времени на то, чтобы совать свой нос в чужие дела. Павел был категорически против такого поведения и приказал верующим в Фессалониках удаляться от этих бездельников.
Павел заканчивает свою мысль словами, что эти закоренелые тунеядцы не жили «по преданию, которое приняли от нас». Предание — это перевод формы слова paradidomi, означающего лично передать что-то кому-то. Павел лично предал фессалоникийцам указания подходить к жизни ответственно. Никто из фессалоникийских верующих не мог сказать, что не знал этого, потому что Павел лично учил их этому. А те, кто продолжал вести прежний образ жизни, просто-напросто игнорировали его слова. Но он вовсе не собирался терпеть подобное поведение и конкретно сказал, как поступить с такими людьми.
Принимая во внимание значение изученных греческих слов, 2-е послание к Фессалоникийцам 3:6 можно перевести так:
«Братья, во имя Господа Иисуса Христа отдаём вам такое распоряжение: удаляйтесь от всякого брата, который постоянно нарушает порядок, не подчиняется вышестоящим, живёт за чужой счёт и отказывается быть покорным старшим. Если вы уже связались с таким братом, во что бы то ни стало порвите с ним отношения. Больше не проводите с ним время. Хоть он и брат, его действия не соответствуют тому учению, что вы приняли от нас».
Повеление Павла очень ясно: хоть такие люди стали нашими братьями и сёстрами во Христе, мы не должны иметь с ними близкой дружбы, если они не подчиняются вышестоящим людям и постоянно нарушают порядок. Если верующий пренебрегает Божьим Словом и игнорирует тех, кому следует подчиняться, нам нужно держаться от него подальше, иначе наша дружба с ним будет говорить о том, что мы одобряем его поведение. Да, мы должны и дальше его любить, но дружить с нераскаявшимся верующим, который продолжает грешить, мы не должны. Тогда, вероятно, он осознает, что неправ, а мы не запятнаем свою репутацию как верующих людей.
А что вам Бог говорит по поводу тех, с кем вы сейчас в дружеских отношениях? У вас крепкая дружба с людьми, которые не чтят Божье Слово и не покорны людям, которым должны подчиняться? Если да, то есть ли у вас веская причина столь тесной дружбы с ними? Вам на самом деле нужны такие друзья? А не дружить ли вам лучше с теми, кто чтит Божье Слово, кто послушен вышестоящим людям и посвящён поместной церкви?
Моя молитва на сегодня.
Господь, помоги мне объективно оценить отношения с друзьями, чтобы определить, какие из них мне полезны, а какие вредят. Если кто-то из моих друзей постоянно нарушает порядок, бунтует, не хочет меняться, то, пожалуйста, дай мне смелости поступить так, как говорит Твоё Слово. Святой Дух, я полагаюсь на Тебя: Ты поможешь мне сделать то, что Иисус ожидает от меня в этой ситуации.
Во имя Иисуса. Аминь.
Мое исповедание на этот день.
Я дружу с людьми, которые любят и чтят Божье Слово, послушны тем, кому должны быть послушны, и влияют на меня положительно. Я не завязываю отношений с людьми, которые живут неправедно. Те, кто может повлиять на меня плохо, не входят в число моих близких друзей. Для меня нет ничего более важного, чем взаимоотношения с Богом. Поскольку люди, с которыми у меня крепкая дружба, имеют на меня огромное влияние, я выбираю в друзья тех людей, в жизни которых, как и в моей, Бог на первом месте.
С верой я исповедую это во имя Иисуса.
Поразмышляйте над этими вопросами.
1. Вы дружили с людьми, которые плохо влияли на вашу духовную жизнь? Эта дружба отразилась на вас негативно? 2. А кто из ваших знакомых слишком близко общался с людьми, которые влияли на него плохо? Вы высказывали ему свои опасения по поводу этой дружбы? 3. Вы молились о том, чтобы Бог разрешил эту ситуацию? Если нет, то почему бы прямо сейчас вам не попросить Господа разобраться с этой ситуацией и защитить вашего друга (или родственника) от опасности, которую может навлечь на него дружба с этими людьми?
Рик Реннер
Учереждение Культуры "Медиа-Мир" WEB: www.mediamir.org; Эл. почта: rickrenner@mediamir.org;
Пишите нам по адресу: 101000, г. Москва а/я 789 Рик Реннер или 01001, г. Киев - 1, а/я 300 Рик Реннер
|