Думаю, нет на Земле человека, который хоть раз в жизни не слышал бы притчу Иисуса Христа о блудном сыне. К ней на протяжении многих веков обращались и до сих пор обращаются богословы и художники, писатели и артисты… В этой притче человек изображен в тот самый момент, когда он отворачивается от Бога, чтобы следовать собственным путем в «землю чуждую», где надеется пожить в свое удовольствие. В притче также описывается и возвращение мятежного сына в отчий дом, где его встречает любящий отец…
Дар прощения от Небесного Отца в свое время приняли я и моя дочь. Муж на сегодняшний день Бога отвергает. Есть у меня еще сыночек, шестиклассник. Он вроде бы с Богом. Вроде бы… Каждый день я ставлю сына перед выбором: как ему поступать. Пока что результаты воспитания меня радуют, сын слушается меня. Ну а как будет дальше? Я не могу сказать наверняка. В поисках ответа на этот вопрос ни кому из нас, родителей, не стоит забывать, что, во-первых, спасение, которое предлагает Господь Иисус Христос, дается по благодати. Его нельзя ни купить, ни заслужить, ни унаследовать от своих родителей. Бог никогда ни к чему не принуждает. Каждому предоставлено право выбора: принять спасение или отказаться от него. Во-вторых, каждый человек, будь-то взрослый или ребенок, несет личную ответственность перед Богом. И если он сеет что-то недоброе в своей жизни, он обязательно пожнет «бурю» в будущем. В-третьих, несмотря на то, что каждый ребенок сам отвечает за свое решение последовать за Богом или отвергнуть Его, на его выбор большое влияние оказывает атмосфера в семье. Пример искреннего родительского упования на Бога в повседневной жизни может оказать положительное влияние на духовную жизнь ребенка, несоответствие же слов и поступков вполне может от Бога его отвернуть…
В последнее время все чаще слышу от верующих друзей и знакомых, что их дети охладевают к церкви, прельщаются ценностями века сего. Кто-то из них вовлекается в бурную школьную и студенческую жизнь, полную «неизведанных до селе переживаний», другие, «благодаря» внезапно обрушившемуся на них потоку научной информации, вовсе «отбиваются» от отчего дома… Перестают общаться с родителями (ведь они у них оказывается такие «простачки»!), снимают квартиры, поближе к учебному заведению или переходят жить в общежития, чтоб не дай Бог, однокурсники не познакомились с их «богомолами-родителями». А есть и такие детки, которые откровенно пускаются в блуд, называя свой грех гражданским браком. А результат один: ребята вступают в самостоятельную жизнь без Бога. И кто знает, чем эта жизнь может закончиться…
В который раз возвращаюсь к библейской притче о блудном сыне... В ней, как ни в одном другом библейском рассказе, раскрывается природа греха во всей его разрушительной силе. У человека было два сына. И вот младший требует от отца свою долю наследства немедленно. Я очень серьезно задумалась над тем, что же означает подобное требование и, знаете, меня охватил ужас! Простые слова: Отче, дай мне... означают: «Отец, дай мне сейчас то, что все равно достанется мне после твоей смерти. Я хочу жить своей жизнью, а ты мне мешаешь. Я не могу ждать, когда ты умрешь: к тому времени меня уже не будут так привлекать богатство и свобода. Ты для меня больше не существуешь!» И вот, получив все богатство, которым одарила его «смерть» отца, даже не оглянувшись, со свойственным молодости легкомыслием младший сын покидает родительский дом и с легким сердцем устремляется в края, где отныне уже ничто не будет стеснять его свободы. Отделавшись от отцовской опеки, он теперь может творить все, что пожелает. Он окружен друзьями, он – центр вселенной! Жизнь радужна и беспечна, однако парень еще не подозревает, что она не оправдает его ожиданий. Он полагает, что новые друзья льнут к нему бескорыстно; на самом же деле они относятся к нему точно так же, как поступил по отношению к отцу он сам: блудный сын интересен своим приятелям лишь постольку, поскольку они могут попользоваться его мотовством. «Друзья» едят, пьют и веселятся; блудный сын полон радости… А впереди жатва. И грозное предупреждение: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6:7-8). Читая эти строки Священного Писания, я подумала: если для детей верующих родителей всегда есть шанс вернуться на путь Истины по молитвам родных, то ходатайствовать за детей неверующих родителей по большому счету просто некому! В Библии есть такие слова: «ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» (Притч. 24:16). Думаю, стоит очень серьезно задуматься над этим стихом из Библии многим родителям, которые по-настоящему любят своих детей, но отвергают Бога…
Вспоминаю те тяжелые дни, когда попросту оказалась «у разбитого корыта». Второй муж «не оправдал» моих надежд на то, что уж теперь, после стольких лет страданий и унижений, мы с дочкой обретем тихое счастье в новой семье. Тогда мы не знали Бога и думали, что сможем во всем опереться на человека… Как же мы ошибались! Как же изменилась наша жизнь, когда мы с дочерью познали Христа! В марте 1996 года мы заново родились, заключив завет с Господом. И стали духовными ровесницами: 14-летняя дочка и 37-летняя мама. Моя дочь в одночасье из унылого и закомплексованного ребенка превратилась в успешную студентку архитектурно-строительного техникума и, одновременно, в студентку библейского колледжа «Христос для народов». У нее появилось много прекрасных друзей-верующих. А главное, она нашла себя в Боге. Через некоторое время Господь из Своей щедрой руки усмотрел ей прекрасного мужа, а после и двоих чудесных деток… Дочка теперь взрослая, и она хорошо понимает какую цену заплатил за ее счастье Христос. Ну а мой сын? Понимает ли он, что означает жертва Христа лично для него? Он еще достаточно мал. И, видимо, долгое время придется мне молиться, чтобы он совершил правильный нравственный выбор. И если раньше мою дочку, как и меня саму, в основном нес Христос (по причине нашего младенческого возраста), то теперь львиная доля ответственности за воспитание сына лежит на мне. Ведь я уже не только христианка «со стажем», но еще и учительница сына в воскресной школе. Недавно, перед тем, как нам нужно было собираться на служение, сын подошел ко мне и сказал: «Мама! Папа попросил меня поехать с ним в гараж. Обвалилась стена и ему срочно нужна моя помощь». «А как же воскресная школа, сынок?» – огорченно спросила я. «Ну скажи, что я не мог отказать в помощи папе» – смущенно ответил сын. И как же приятно мне было, когда Максим, вернувшись домой, изъявил желание пойти со мной на вечернее служение в церковь!..
В основу воспитания Бог заложил два принципа: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. «Почитай отца твоего и мать», это – первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф.6:1-3). Если воспитание детей строится на ином основании, тогда их будущее непредсказуемо… Господь недаром отвел детству так много времени. Тем самым он предоставил родителям возможность формировать будущее ребенка, направлять и вести его по путям Господним, увлекая примером личного хождения перед Богом и повиновения Его воле. Я счастлива, что сегодня у меня еще есть время для того, чтобы воспитывать сына твердой, но вместе с тем и любящей рукой. При этом я отлично понимаю, что и сама должна отличаться неизменной справедливостью к своему ребенку, бережно охраняя его индивидуальность и не ломая его детскую волю в угоду себе. Я четко уяснила, что наказывая сына в минуты гнева, никогда не достигаю желаемой цели, не утверждаю принцип послушания, не меняю характера моего ребенка, но напротив, рождаю в его сердце чувство обиды, ответную злобу и жажду мести. Когда я раздражена, как правило, стараюсь куда-нибудь уйти, потому что знаю: не сдержусь и наговорю ему кучу обидных слов. А недобрые чувства, вызванные в моем сыне наказанием в пылу материнского гнева, потом долго не умирают. И если я буду продолжать такое «воспитание», вполне возможно, что эти чувства «затаятся» в его сердце вплоть до того часа, когда он почувствует себя взрослым и независимым.
Ну а что делать, если несмотря ни на какие старания родителей ребенок все же уходит из отчего дома? Ответ на этот вопрос я тоже нахожу в притче. Каковы были действия отца после того, как он отдал сыну просимое? Конечно, отец скорбел об его уходе. Но, не умаляя сыновнего достоинства и не ограничивая сыновней свободы, он ждал, пока сын, пресытившись грехом и, вспомнив о былой жизни, начнет тосковать по родительскому дому и откроет душу для отцовской любви… В этой многогранной по содержанию и замечательной по яркости красок притче, где под образом отца подразумевается Отец Небесный, едва ли не главное место занимает поведение отца, его превосходящая все человеческие понятия доброта, любовь к грешнику и радость по поводу возвращения блудного сына. «...Когда он был еще далеко, увидел его отец его», – говорит нам Евангелие, а это значит, что отец ожидал мятежного сына каждый день. «Увидел и сжалился, и, побежав, бросился к нему на шею и целовал его». Сын начал было исповедь, но отец не дал ему договорить. Он снова назвал голодного свинопаса любимым сыном, поскольку простил. Отец не стал требовать доказательств покаяния потому, что видел: его сын преодолел стыд и страх. Ведь он вернулся домой.
Что может утешить тех опечаленных родителей, которые изо всех сил пытались побудить своих непослушных детей следовать «путем правды»? Думаю только одно: «Добрый Пастырь присматривает за ними». Бог знает и понимает глубокое горе тех христиан, чьи дети сегодня ушли «в мир». Всегда есть надежда. И она не постыжает. А кроме надежды есть еще и самое действенное оружие – молитва. Я уже сейчас непрестанно молюсь за своего сына и прошу для него не благоденствия, а лишь того, чтобы благодать Божья всегда пребывала на нем. А еще всегда помню слова пророка Иеремии: «…есть награда за труд твой, говорит Господь, и возвратятся они из земли неприятельской» (Иер. 31:16).
Ольга Русак Журнал «Благодать», http://www.cxbe.by
|