Покаяние, по словам апостола Петра, является первым шагом, который должен сделать человек для примирения с Богом (Деян.2:38). Но каким трудным является этот шаг! Зато сколько радости он приносит! - Не менее, чем первый шаг ребёнка, ибо сказано в Слове Божием, что на небесах бывает большая радость о кающемся грешнике. А если так, т.е. радуются небеса, а это значит все небожители: Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы, а с ними и сам Господь Бог, тогда насколько важен момент покаяния человека, не так ли? А потому, с какой серьёзностью и ответственностью нам необходимо относиться к принятому нами решению покаяния и примирения с Богом. Ах, я боюсь, что многие и многие из тех, кто изъявляет желание покаяться на евангелизационных собраниях, делают это легкомысленно. Поэтому они и не появляются в Церквах, а продолжают прежнюю жизнь в греховном мире, тогда как по богословскому определению слово покаяние обозначает полная перемена мыслей и поворот на 180 градусов поведения человека. Но в настоящей беседе я хочу говорить о тех, которые решили следовать за Господом во что бы то ни стало, молятся, стараются жить праведной жизнью, но в тоже время глубоко страдают и казнят себя самоосуждением за свою прошлую греховную жизнь. Вот что пишет, например, одна обращенная к Господу душа, находящаяся в заключении в христианский журнал "За колючей проволокой": ..."Спасибо за журналы, читаю, перечитываю и перед глазами всё Тот же облик живого Господа и Его суд надо мной. И это слишком ярко... Вы скажите, что Господь простил меня и учит нас прощать других и себя, я знаю, я постоянно уничижаю, убиваю себя морально за всё то, что наделала, но избавиться от этого самонаказания не могу. Нет сил. Постоянно прошу помощи, терпения и силы у Господа, но пока безрезультатно.... Выдержу ли? Да поможет мне Бог!" Это отрывок из её письма. Итак, почему же покаяние отдельных людей, которому радуется небо, не приносит радость им самим? Почему? Дорогие мои, это очень серьёзный и волнующий вопрос и нам следует в этом разобраться. Особенно необходимо знать все тонкости этого вопроса служителям Слова, которые призывают людей к покаянию и вере в Бога. Служители должны быть в известном смысле психологами, т.к. каждый человек представляет из себя неповторимую индивидуальность. Мы не должны шаблонным методом подходить ко всем, нуждающимся в помощи, чтобы не уподобиться тем, о которых сказано "Врачуют раны народа Моего легкомысленно, говоря мир, мир, а мира нет" (Иерем.6:14). Вот почему на одном и том же служении одни каются и обретают радость спасения, другие же ничего подобного не испытывают и продолжают тянуть еще долгие годы свои вериги. В чём причина? А причина есть и не одна, и наша задача добраться до истины. Иисус сказал: "Познаете истину и истина сделает вас свободными"(Иоан.8:32). В связи с этим приведу случай, теперь уже исторический, который произошёл в жизни известного реформатора церкви Мартина Лютера. Надеюсь, что он поможет по крайней мере некоторым, кто переживает похожее в своей жизни. Итак, будучи монахом-католиком, Лютер долгое время прямо-таки терзался из-за своих грехов. Он метался в стенах монастыря, обращался за помощью к высшим иерархам церкви, ездил в Ватикан, поднимался и опускался на коленях по ступеням, ведущим в храм, но ничто не облегчило его состояние. Но вот однажды, читая в монастыре Библию, он обнаружил в послании Римлянам Божественную Истину "Праведный верою жив будет". Лицо Лютера озарилось славой Божией. Но в этот самый момент явился ему сам сатана со списком его грехов и злорадно показал его Лютеру. Теперь Лютер, вдохновлённый Словом Божиим, взял ручку, обмакнул перо в чернильницу, перечеркнул написанное, а ниже написал "Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха", при этом бросил в сатану чернильницу. Но так как сатана - это дух, хотя и может принимать образ, чернильница ударилась в стену монастыря, оставив на ней большое чернильное пятно. Теперь в этом монастыре расположен музей Лютера и все еще сохранилось пятно от брошенной чернильницы. Какой же вывод напрашивается из этого эпизода? - Человек не может заслужить спасение ничем, спасение уже даровано, и его надо просто принять верою в Сына Божия. Но почему же тогда многие искренне приходящие к Богу души в покаянии всё-таки продолжают мучиться и терзаться вместо того, чтобы радоваться, что их грехи прощены? С этой целью я приведу другой пример из жизни другой исторической личности, а именно Джона Буньяна, который известен благодаря своим знаменитым книгам "Путешествие Пилигрима" и "Духовная война". Биографы считают, что всё, что он написал в своих книгах, взял из своей жизни. Итак, в книге "Путешествие Пилигрима" рассказывается, как путешественники в небесный град Христианин и Уповающий попали в" Замок Сомнения", в котором находился Великан Отчаяния с огромной дубинкой. Как только Пилигримы попали в его замок, этот великан стал беспощадно избивать их своей дубиной. Но вот в один момент Христианин вспомнил про золотой ключ, который подарил ему в начале пути Евангелист. Этот ключ называется Обетованием, используя который, можно выйти из любого затруднения. Итак, благодаря этому ключу, они открыли замок, висевший на железных воротах и оказались на свободе. Мораль этого иносказания такова: по причине наших сомнений мы сами же загоняем себя в отчаянное сотояние и сами мучим себя ( избиваем дубиной). Но стоит нам подобно этим пилигримам вспомнить обетования Господа и поверить в них, как это сделал Лютер, наше положение меняется. Вместо унылого духа мы обретаем радость спасения. И всё же, почему эти сомнения приходят в наши души, почему нам не хватает веры в прощение грехов, хотя мы постоянно каемся и каемся перед Господом? Почему? Я снова возвращаюсь к этому вопросу. Дорогие мои, нам всё-таки приходится считаться со степенью греховности той или иной личности и различной психологией каждого индивидуума. Если одной душе достаточно определённой меры благодати при её покаянии, отпущенной ей при действии Святого Духа, то для другой души этой же меры благодати может не хватить. Приведу пример: поместим одинаковый источник освещения, например, электрическую лампочку в 100 ват, в два различных помещения - в обыкновенную жилую комнату и в тёмный сырой подвал. Где по вашему мнению будет светлее от этой лампочки? Верю, что вы не задумываясь, скажете: конечно же в комнате. Почему? - Да по одной простой причине, комната сама по себе светлее и её стены и потолок меньше поглощают света. Этого не скажешь о подвале. Вы понимаете, о чём я хочу сказать? Но это лишь одна сторона дела - мучения души не всегда определяются степенью греховности. Бавает, что этот фактор не влияет на кающуюся душу. Приходится наблюдать, когда самые что ни на есть "грешные грешники", впервые услышавшие весть о спасении и отозвавшиеся на призыв к покаянию, получают, я бы сказал, полную меру благодати Божией. Они получают радость прощения грехов, крещение Святым Духом и исцеление от болезней. Да, бывают такие случаи и, причём, нередко, за что слава Господу! Но вот другие, даже не столько опутанные грехами, тоже выходят на покаяние, молятся молитвой грешника, но уходят из церкви с внутренней неудовлетворённостью и с недостаточной уверенностью, что грехи их прощены. Почему? И тут-то нам надо считаться с психологией души. Один человек по своей натуре является цельной личностью (грешить, так грешить, каяться- так каяться, верить- так верить), а другой человек - похоже с раздвоенной личностью. Состояние его души не позволяет ему полностью раскрыться и, таким образом, принять полную меру благодати. Такому человеку нужно дополнительное внимание и посторонняя помощь. Если позволите, я покажу это на примере новорождённого. Один младенец появляется на свет безо всяких проблем, другому же необходима профессиональная помощь. Не так ли? Вот почему я говорю, что с этим надо считаться и служителям, в первую очередь, надо знать это и с особой чуткостью надо подходить к "трудным" случаям. Как же практически помочь такому человеку, например, той же сестре, в отчаянии взывающей о помощи к журналу "За колючей проволокой". Слава Господу, что в Библии есть выход при любом состоянии человека. Именно, такую душу и надо познакомить со Словом Божиим. В данном случае надо, например, указать на слова апостола Иакова "Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, много может молитва праведного"... Видите ли, одним достаточно сказать общими словами Господу, что он грешник, и попросить у Него прощения, другому же необходимо исповедание Господу в присутствии других детей Божиих. Затем надо прочитать им слова, например, из 1Послания Иоанна 1-я гл.9стих "Если исповедуем грехи наши, то Он (Господь) будучи верен и праведен, простит нам согрешения наши"... При этом надо добавить: "если же ты не будешь верить в силу этих слов, то тем самым, ты обижаешь Господа, считаешь Его лживым". И еще надо сказать, что здесь по-прежнему играет главную роль фактор веры. Чувства могут молчать до времени, они придут позже, а теперь начни благодарить Господа за Его верность и великое милосердие и продолжай это делать со всяким постоянством. И радость непременно придёт. Надо помнить, что всё мы получаем через веру. На этом я, пожалуй, и закончу свою статью "Радость покаяния". Да благословит Господь всех, читающих эти строки.
В. Лукутин
|