Если вы затрудняетесь в определении этого длинного слова преуменьшение, то я постараюсь дать ему пояснение. Как сказано в словаре, преуменьшить - значит "представить в меньших размерах, чем есть на самом деле".
Как раз этим и занимался Милтон каждый день. Конечно, это не относилось к тому, что делал лично он. Здесь он, наоборот, все преувеличивал. Но если это касалось его сестры или же мальчиков и девочек из школы, он преуменьшал их достоинства настолько, насколько это было возможно. Казалось, он не доверял никому, кроме самого себя.
Если во время игры в бейсбол какой-нибудь мальчик сильно ударял по мячу, Милтон, как правило, говорил: "Да это совсем несильный удар, я видел удары куда лучше". Но если у него самого получался сильный удар, то дома он говорил: "Если бы это был стадион со зрителями, то после моего удара мяч перелетел бы через ряды".
Если одноклассница Милтона получала отличную оценку, он обычно говорил: "Ей просто случайно повезло, она все равно не знает так хорошо, и она слабая ученица". Но если получал отличную оценку он, то можно было подумать, что он превзошел всех и вся. Тогда он говорил: "Ты знаешь, папа, это самый сложный экзамен, который когда-либо был. Действительно, учителя говорят, что в нашей школе еще не было такого трудного экзамена".
И так всегда. Милтон преувеличивал все, что делал он сам, и преуменьшал все, что делали другие.
Однажды папа взял рисунок, лежавший на столе. "Кто это нарисовал? - спросил он. - Великолепная работа. В нашей семье растет талантливый художник. Милтон, это ты нарисовал?"
"Нет, это Сие. Да, неплохо... Но подозреваю, что она перевела эту картинку".
"Нет, я этого не делала! - воскликнула Сие, входя в комнату. - Я сама ее нарисовала, папа".
"Я верю, что ты нарисовала сама, - сказал папа. - И это очень хорошая работа. Поздравляю тебя, дорогая. Продолжай рисовать, и со временем ты станешь известной художницей".
"Сие - известной художницей? - усмехнулся Милтон. - Ха-ха! Это было бы интересно. Она - со своими каракулями?"
"Послушай, Милтон, - сказал папа.-Я уже устал от того, что ты каждый раз преуменьшаешь все, что делают другие".
"Я этого не делаю", - ответил Милтон.
"Нет, ты постоянно так поступаешь, - настаивал папа. - Последи за собой всего несколько минут и убедишься, что я прав. Знаешь Джона? Он всегда старается сказать что-то приятное о людях. И никогда - о себе".
"Он такой изнеженный, -произнес Милтон. - Он так плохо играет в бейсбол и.."
"Вот, снова начинаешь, - сказал папа. - Об этом я тебе и говорил. Как только я упомяну кого-нибудь, ты сразу же начинаешь искать в нем недостатки. И, кстати, Джон вовсе не неженка. Он замечательный парень, очень дружелюбный и услужливый, и это гораздо ценнее, чем хороший удар по мячу".
Милтон задумался. Может, папа прав? Может, он действительно все преуменьшает?
"Милтон, - сказал папа, - попробуй несколько дней не преуменьшать чужих достоинств, и посмотришь, что будет. Но я имею в виду преуменьшение не в отношении тебя самого, а по отношению к другим. Я думаю, каждому это понравится".
"Может быть, он начнет с меня, - сказала Сие, хитро улыбаясь. - Я была бы рада".
"Это очень трудно!" - воскликнул Милтон.
Но это вовсе не было так трудно, как он предполагал. Когда Сие нарисовала еще одну картинку и Милтон уже готов был раскритиковать ее, он вдруг передумал.
"Знаешь, Сие, - сказал он, - эта картина самая лучшая из всех. Она мне, правда, очень нравится. У тебя талант. Возможно, папа прав, и однажды ты станешь известной художницей".
Сестра так удивилась его словам, что чуть не упала со стула. Невозможно было этому поверить.
"Милтон! - закричала она радостно. - Ты так думаешь? Правда? Это самое приятное, что ты мог сказать мне!"
Она вскочила и поцеловала его в щеку.
Поцелуй был неожиданностью для Милтона. "Ой, ну ладно!" - смущенно пробормотал он, хотя на самом деле ему было очень приятно слышать слова сестры. И постепенно он стал отвыкать от "преуменьшения". Он старался поступать так по отношению к папе и маме, сестре и своим товарищам. Он старался, и у него получалось.
Вскоре окружающие заметили это и стали говорить: "Что случилось с Милтоном? Он перестал хвастать и всегда хорошо отзывается о других. Он нам очень нравится".
Папин совет может пригодиться любому мальчику и девочке. Давайте не будем больше преуменьшать и начнем с похвалой отзываться о других прямо сейчас!
Артур Максвелл
|