Гин Карссен
Женщина, жена и мать в Священном Писании
Оглавление
Посвящение
Предисловие
Ева - мать всех живущих
Сарра - почетная княгиня
Ревекка - женщина с большими возможностями и все-таки...
Жена Потифара - женщина, мыслями которой владела похоть
Мариамь - женщина, занимающая высокое положение и переоценившая себя
Раав - блудница в ряду героинь веры
Феннана - женщина, которая не обуздывала свою ревность
Анна - женщина, молитвы которой услышаны
Царица Савская - женщина, которая не боялась ни расходов, ни хлопот, чтобы стать мудрее
Вдова из Сарепты - женщина, которая мужественно отнеслась к испытанию веры
Сонамитянка - женщина, которая мыслила творчески
Девочка служанка, которая не переставала говорить о Боге
Есфирь - женщина, которая ради своего народа подвергла риску свою жизнь
Жена Иова - которая сказала Богу "нет"
Мария-наиболее благословенная между женами
Елисавета - женщина сильного характера и хорошая спутница жизни
Анна - женщина, которая не умерла от разбитого сердца
Вдова, которая умела хорошо пристроить свои деньги
Марфа из Вифании - женщина, поставившая второстепенные вещи на первое место
Мария из Вифании - разумная женщина, которая избрала лучшее
Самарянка - женщина, которая сказала Иисусу "да"
Тавифа - незамужняя женщина, которая из любви к Богу использовала все свои возможности
Лидия - женщина-торговка, которая первое место в своей жизни предоставила Богу
Прискилла - ценная сотрудница в проповеди Евангелия
Указания для изучения Библии
Указания для руководителей библейских кружков
Изучение Библии
Из жизни Гиен Карссен
Эту книгу я посвящаю моим многочисленным друзьям во всем
мире. При этом я думаю в особенности о молодых женщинах в Европе,
Америке и на Среднем Востоке, плененных - как и я сама - жизнью
библейских женщин. Мои встречи с ними впервые натолкнули меня на мысль
написать эту книгу. Я вспоминаю также членов нидерландских библейских
кружков, проверивших вопросы по изучению Библии на применимость их в
жизни.
Кроме того, я вспоминаю тех многих мужчин и женщин,
которые через поучения, свой личный пример и дружбу со мною имели
неизгладимое влияние на мою жизнь. Три качества были общими у всех этих
людей: любовь к Богу, глубокое почитание Его Слова и сердечное желание
делить свою жизнь с другими. Два понятия практически подходят к каждому
из них: реализм и энтузиазм.
В обращении с ними все больше росло во мне стремление быть человеком по сердцу Господа.
Ева, Сарра и другие женщины этой книги не кажутся мне
личностями из давно забытого прошлого. Для меня они - люди, и сейчас
имеющие что-то сказать нам.
Хотелось бы, чтобы каждый, читающий эту книгу, нашел в
ней ободрение и назидание. В личных беседах с людьми, в библейских
кружках я снова и снова вижу, что многие хотят жить с Богом.
Я молюсь о том, чтобы посредством этой книги вы имели хорошее руководство для помощи другим людям.
Женщина - это человеческое существо, подобное мужчине, но
отличающееся от него по полу. Сколько уже написано о ней! И тем не
менее эта тема неисчерпаема.
Женщины этой книги не вымышлены. Это были люди с плотью и
кровью, личности, которые действительно существовали, которые с их
стремлениями и борьбой, с их надеждой и честолюбием продолжают жить
между нами. Ведь кровь первой женщины течет в каждом из нас. Я надеюсь,
что эти образы при чтении будут ободрением и назиданием для вас. Так это
было со мной, когда я пыталась пробудить эти женские образы для вас к
жизни.
Женщин этой книги отличает одну от другой не их
общественное положение. Не то, что одна была богата, как царица Савская,
а другая бедная, как вдова во дни Иисуса, или то, что одна стояла во
главе общества, как Мариамь, а другая была в пренебрежении, как
самарянка. Тайна их счастья не заключалась в том, были ли они замужем,
имели ли детей или были бездетными.
Существенное различие между этими дочерьми Евы состоит в
том, знали ли они Бога или нет. Перед каждой из них стоит вопрос: "Какое
место занимает Господь в твоей жизни?"
От ответа на этот вопрос зависит ее счастье, ее полезность и побуждения, которые приводят ее жизнь в движение.
С этой точки зрения были рассмотрены жизни этих женщин.
Жили они в различные времена, в различных условиях, имели
различные занятия, и важно было только одно: их отношение к Богу. Если
Он занимал правильное место в ее жизни, то она особенным образом
становилась интересной и полезной. Но если Он отсутствовал в жизни или
занимал не то место, которое по праву Ему должно принадлежать, то жизнь
была бесцельной и не имела надежды.
Вы также можете познать, какой уникальной книгой является
Библия. Пусть встреча с моей книгой станет первым или новым толчком для
общения со Словом Божиим.
Не забудьте прочесть указанные места Писания Для тех,
которые хотят не только послушать об этих женщинах, но подробней изучить
их жизнь, будь то самостоятельно или группами, в конце этой книги даны
вопросы для изучения Библии.
"Женщина создана Богом из ребра, взятого у Адама. Не из
его черепа, чтобы не превзойти его, не из его ног, чтобы не быть
растоптанной им, а из его бока, чтобы быть равной ему, под его рукой,
чтобы быть под его защитой и вблизи его сердца, чтобы быть любимой им".
Маттей Хенри
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог,
и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и
обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами
небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле" (Быт.
1,27.28).
"И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2,18). "Змей был
хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей
жене..." (Быт. 3,1-20).
Она восхищена тем, что видит. Она не может отвести своих глаз...
Все, что ее окружает, безупречно. Природа, которую она созерцает, совершенно новая, свежая.
Воздух, который она вдыхает, прозрачен и чист. В воде, которую она пьет, нет и следа нечистоты.
Каждое животное, которое она встречает, живет с другими в полной гармонии.
Толкования Ветхого Завета, Кок, Кампен
Ее супружеское счастье совершенно и общение с Богом -
повседневный праздник. Ева имеет все, что человек себе только может
пожелать.
Вдруг она слышит голос: "Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?"
- Как же это так, - вдруг задумывается она, - почему же я
раньше не видела, как прекрасно это дерево, стоящее посреди рая? Почему
же теперь мне кажется, что все мое счастье зависит от его плодов? Ведь
съесть что-то такое заманчивое, это может принести только счастье...
Она полностью поглощена этим. Поэтому она не замечает,
как она соблазняется преступить Божие слово, как ставит под сомнение
Божию любовь.
Она не знает, что в змее, с которым она говорит, сокрыт
сатана. (Отк. 20,2; 2 Кор. 11,14). Он обольститель и человекоубийца от
начала сотворения мира. (Иоан. 8,44). Его единственная цель - ввести
людей в заблуждение. (1 Пет. 5,8). Он не цитирует слова Божий дословно.
(Быт. 2,16.17). Он преподносит свои собственные слова.
Его выступление против Бога должно было предупредить ее,
чтобы больше не прислушиваться. В этой стадии искушения еще возможно
избежать падения. (Иак. 4,7). Она в опасном положении, но она должна бы
иметь волю противостоять искусителю, не должна бы давать сатане никаких
шансов.
К несчастью, она вступает в разговор с сатаной. Она не только слушает его, но и отвечает ему. И это начало ее падения.
Подобно диаволу, она искажает слова Божий, говоря: "Бог сказал, не ешьте и не прикасайтесь".
К Божиим словам она добавляет "...не прикасайтесь", хотя о
прикосновении Бог ничего не говорил. Смерть за преступление теряет свое
значение, потому что она начинает сомневаться в верности этих слов.
Сатана выиграл первое сражение. Кажется, женщина слушает
его, - это его еще больше поощряет. Он нагло ставит Бога обманщиком. Он
рисует Бога так, как будто Бог хочет господствовать над людьми, этим
отнимая у них счастье.
"Умереть? - надсмехается он, - ты не умрешь, ты будешь
счастливее, чем ты могла себе когда-либо представить. Ты будешь подобна
Богу".
Желание независимости и непослушание решают ее судьбу. С
того времени, как она начала разговаривать с сатаной, ей уже трудно
противостоять. (Еф. 4,27).
То, что видят ее глаза и желает ее сердце, берет ее рука.
Этим самым она слишком поддалась во власть искусителя, чтобы
противостоять искушению, и случается неизбежное: она ест от плода.
Но на этом дело не заканчивается. Обольщенная женщина
сама становится обольстительницей. Она втягивает в грех другого. Ее муж
вместе с ней впадает в грех. Без какого-либо возражения он берет у нее
плод и ест. В этот момент она с ужасом замечает, что вся ее жизнь
полностью изменилась.
Творения Бога были настолько совершенными, что Он Сам был
доволен ими. (Быт. 1,10.12.18.21.25). И все-таки чего-то недоставало до
тех пор, пока не была создана Ева.
И сказал Господь Бог: "Нехорошо быть человеку одному;
сотворим ему помощника, соответственного ему". Только после того как
оба, мужчина и женщина, были сотворены, увидел Бог, что все, что Он
создал, было "весьма хорошо". (Быт. 1,31).
Ева была создана рукой Божией. Она была во всем похожа на мужа, но отличалась от него по полу.
Как человек, она подобно мужу обладала разумом. Так же,
как и ее муж, она имела личные отношения и ответственность перед своим
Создателем. Так же, как и мужу, Бог дал ей определенные обязанности.
Благодаря своей особенности, она тоже должна обладать и владеть землею.
По отношению к мужу она сотворена так, что дополняет его и делит с ним
жизнь. Ее организм сотворен так, что она соответствует ему и вместе с
ним может выполнить задание размножения. Хотя Ева создана после Адама,
она с самого начала имела место в Божьем плане. Ева ничто без мужа,
также как и муж ничто без нее. (1Кор. 11,11-12).
В браке она повинуется ему. (Еф. 4,27). Адам сотворен
Богом для руководства, чтобы в человеческой жизни был порядок. Бог не
есть Бог неустройства и беспорядка. В Троице Сын стоит не ниже Отца
(Иоан. 5,18) и не уступает Ему. (1 Кор. 11,3). В семье жена по существу
равна мужу, но в своих функциях она послушна ему так же, как Иисус
послушен Богу. (Гал. 3,28). Божьему порядку соответствует, что жена
непринужденно повинуется мужу. Только когда муж и жена вместе, они могут
создать одно - супружескую чету. Чета характеризуется собственной
личностью. Это не сумма двух отдельных существ, - формируется новое
единство. Божие намерение, чтобы супружеская пара жила в полной гармонии
друг с другом. Они одна плоть. Их союз должен основываться на взаимной
любви и уважении. (Еф. 5,33).
Ева разочарована и чувствует, как горько она обманута.
Вначале она заметила это по отношению к Адаму. Внезапно
они почувствовали стыд друг перед другом. Они чувствуют себя
беспомощными. Их защита разрушена.
Они заметили, что они сопротивляются один другому, и их
отношения друг к другу не могут быть такими же непринужденными и
свободными, как прежде. У них появляется потребность как-то
прикрываться.
Тогда же они обнаружили, что они наги не только друг
перед другом, но и перед Богом. Их невинность исчезла. Близкие отношения
с Богом нарушены.
Вместо того, чтобы стать подобными Богу, как обещал
сатана, они убоялись Бога и стали прятаться от Него. Тогда Бог входит в
эту ужасную ситуацию. Он берет на Себя инициативу восстановить общение.
С какой любовью Бог приближается к ним. Он начинает не с
обвинения, а с вопроса. Он дает им возможность признать вину и грех. Но
они этого не делают.
Когда Бог обвиняет Адама (Рим. 5,12-14), что он, как глава семьи, вовремя не воспрепятствовал греху, он бессердечно винит Еву.
"Жена, которую Ты мне дал..." Это звучит так, как будто он обвиняет Бога, что Он дал ему эту жену.
Ева поступает не лучше. Она возлагает всю вину на змея.
Если бы она была честной, то должна была честно признаться, что
добровольно последовала его совету. Змей ее обольстил, это правда, но
согрешила она по своей воле. Она потерпела поражение при первом же
испытании, когда от нее требовалось только лишь то, чтобы она в любви
повиновалась Богу, как Его творение.
В разговоре с Богом ей открывается ее ужасная вина. Был
проклят не только прелестный Едемский сад, но и вся земля. Тернии и
волчцы произрастит почва, которая раньше не знала о сорняках.
Животный мир, над которым они господствовали, тоже втянут
в погибель. Волк с овцой не пасутся теперь мирно друг с другом.
Господствует власть победителя.
И рай, в котором они могли бы всегда счастливо жить, вмиг
становится потерянным раем. Они должны поспешно покинуть его, чтобы им,
как грешным людям, не съесть плода с дерева жизни и не остаться жить
вечно в своем греховном состоянии. (Быт. 3,22.23).
Ева, сотворенная как последнее и завершающее звено в цепи
творения, своим непослушанием уничтожила счастье людей и животных не
только своего поколения, но и всех последующих поколений.
Будущее становится мрачным. Так как человек порвал с Богом, разрушены все связи.
Страдания и боль помрачают ее материнскую радость. Через грех ее муж побуждается к господству. С этого момента он ее опекун.
Хотя они в момент падения не тотчас же должны были
умереть, все же смерть уже становится действительностью, фактом. Они
становятся смертными людьми.
Хуже плотской смерти смерть духовная, их разлука с Богом.
Она явилась тут же. (Быт. 2,17; Еф. 2,1). Ева чувствует это до глубины
своей души.
Когда она держит в руках своего первого сына Каина, то
позади у нее одинокое, тяжелое время беременности. Она была первой
женщиной на земле, которой не с кем было поделиться чувствами, ведь у
нее не было ни матери, ни сестры, ни подруги. Не было женщины, которая
бы ей могла помочь советом, которая бы помогла ей при родах.
Это необыкновенное чувство - стать матерью, никогда не бывшей ребенком.
Разве удивительно, что в таких обстоятельствах она
возвращается к Богу? "Приобрела я человека от Господа", - говорит она
(Быт. 4,1) и с удовлетворением смотрит на своего ребенка.
Ведь в любом горе есть луч света. Бог не только Адама и
ее наказал за их грех. Большую меру наказания несет змей. Ему было
объявлено уничтожение через одного из потомков Евы.
Надеется и ожидает ли она, что ребенок в ее руках - предсказанный Мессия?
Во всяком случае она выражает веру. Веру, что как бы
человек глубоко ни пал, он может возвратиться к Богу. Она надеется, что
Бог дает человеку новые возможности, если он - несмотря на все
разочарования в самом себе - решается начинать с Богом. Это почти
сокрушает ее, когда она видит во взрослом Каине, что она родила грешного
человека. Ее сын становится убийцей - братоубийцей.
Только здесь она полностью видит ужасные последствия
своего поступка. Она должна передать смерть - духовную и плотскую -
каждому человеку, рожденному от нее. (Рим. 3,10-12; 23,6.23). Ни один
человек не сможет жить так безвинно, как она это когда-то могла. Каждый
будет грешить. Не только по собственному желанию, но и по внутреннему
принуждению. Каждый без исключения будет вести непрерывную борьбу между
добром и злом, потому что он потерянный человек, которого грех отделяет
от Бога. Сатана все снова и снова будет возбуждать его страсти и
желания.
Он будет пробовать заманить человека в грех. Каждый раз,
когда мы уступаем плоти, совершается грех и наступает смерть. (Иак.
1,14-15).
Израильскому народу, как наследникам Евы, придется переносить много горя, как, например, под городом Гаем. (Иис. Н. 7,20).
Через все поколения люди будут, подобно Еве, стремиться к
тому, что соблазняет глаз и удовлетворяет гордость. (1Иоан. 2,16).
Сатана будет пытаться точно так же, как он это сделал с Евой, каждого
направлять против Бога, подстрекать к неблагодарности, чтобы человек
пал, как и сам он пал через свою гордость. (Ис. 14,12-15).
Спустя много лет грех искуплен через Иисуса Христа (1
Иоан. 2,2), и каждый, кто принимает Его верой как своего Спасителя,
опять имеет доступ к Богу (Иоан. 1,12-13). Но даже и лучшие среди
христиан будут замечать, что они склонны к злу, хотя и желают доброго
(Рим. 7,15.19). Только Иисус Христос докажет, что человек способен
противостоять искушению, если он придерживается Слова Божия. Если он так
же, как и Христос, говорит: "Написано.." (Матф. 4,1-11).
Последствия греха, слезы, раскаяние и боль только тогда
окончательно исчезнут, когда Иисус Христос восстановит Свое Царство, и
новое небо и новая земля станут действительностью. (Отк. 21,1.4).
До того времени каждый человек будет мучим грехом. И
каждый человек предупреждается не следовать примеру Евы (2 Кор. 11,3),
через которую грех пришел в мир, когда она позволила сатане внушить ей
сомнение в Божием Слове и Его любви.
"Вера - это шестое чувство, которое делает нас способными
познавать невидимый, но действительный духовный мир. В этом царстве мы
имеем дело непосредственно с Богом".
Освальд Зандерс
"И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер..." (Быт. 18,1-15).
"И призрел Господь на Сарру, как сказал; и сделал Господь Сарре, как говорил..." (Быт. 21,1-13).
"Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к
принятию семени и не по времени возраста родила; ибо знала, что верен
Обещавший" (Евр. 11,11).
"Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином;
вы - дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха" (1
Пет. 3,6).
Хеврон, примерно два тысячелетия до Христа.
Сарра смеется, но не потому, что ей радостно. Она с
неверием смеется над тем, что она услышала. Женщина 89-ти лет должна
родить ребенка?... Сына? Это невозможно.
Она и ее муж слишком стары, чтобы иметь ребенка.
Они много лет ждали ребенка, но его не было. В начале они
были убеждены, что Бог Сам даст им ребенка. Но теперь прошла уже
четверть века, а обещание не исполнилось.
Мгновенно перед глазами Сарры в воспоминании проходят эти годы.
Они жили в Уре Халдейском, в культурном центре и богатом
торговом городе, расположенном в южной Месопотамии, в междуречье рек
Евфрата и Тигра.
Хотя в то время Ур уже не так славился, он все же еще был
городом большого значения. Он имел знаменитых ремесленников, которых
превосходили только египтяне. Корабли, причаливающие в порту, привозили
товары из Индии и Дальнего Востока для обмена на отечественное зерно.
Многие жители города были богаты и имели большие дома.
И Аврааму с Саррой жилось хорошо со своими родственниками
и друзьями. Потом их жизнь с одного дня на другой радикально
изменилась. Бог явился Аврааму. (Быт. 11,31; 12,5). Явление было таким
впечатлительным и величественным (Деян. 7,2), что не было никакого
сомнения в том, что с ним говорил живой Бог, а не тот, которого чтили
его предки. (Иис. Н. 24,2).
Бог повелел ему, чтобы он оставил родину и родственников и
пошел в страну, которую Он ему покажет. Начало было связано с
обещанием: "И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и
возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение. Я благословлю
благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в
тебе все племена земные". (Быт. 12,2.3).
Авраам тотчас послушался, и Сарра без колебания
повиновалась его решению. Так они двинулись в путь. Из горожан со всеми
удобствами они превратились в полукочевников.
Как и большинству женщин, ей тоже нелегко было покинуть
дом и родных и идти в неизвестное будущее. Но она пошла с доверием к
Богу и в послушании мужу.
Это было длинное и тяжелое путешествие, пока они пришли в
Харран, почти тысячу километров севернее Ура. (На юге сегодняшней
Турции.)
Там они остановились, и жизнь постепенно снова стала легче. Было правда не так уютно, как в Уре, но все же заметно лучше, чем во время изнурительного путешествия.
Когда они снова тронулись в путь, чтобы переехать на
юго-запад, умер их отец, Фарра. Авраам и Сарра были сводными братом и
сестрой, у них был один отец. В то время найти спутника жизни было
настолько трудно, что часто его приходилось искать в близком семейном
кругу.
Без отца и других родных, которые остались в Харране
(Быт. 24,4.10.27.43), жизнь стала еще более одинокой и полной опасности.
Только племянник Авраама, Лот, пошел с ними.
Они потеряли все, но неизменными у них оставались:
во-первых, обещание Бога, что у них будет ребенок, несмотря на их
преклонный возраст (Аврааму в это время было 75, Сарре 65 лет);
во-вторых, у них оставалось постоянное взаимное уважение и любовь.
Сарра, как и Авраам, была сильной личностью с особо развитым характером.
И все же она всегда старалась приспосабливаться к мужу и быть послушной
ему. Она была женщиной со значительным собственным состоянием. И
все-таки она добровольно покорилась своему мужу.
Такое отношение к мужу было определено ее отношением к
Богу. Упование на Бога сделало ее женщиной, на которую можно было
положиться. Так она стояла твердо и непоколебимо в жизни и вела
примерную супружескую жизнь. (1 Пет. 3,1-7).
Авраам чтил ее, потому что она была послушна ему и ценила
его. Он слушался ее советов и также выражал ей свое дружелюбие. Они
были друзьями и совместно обсуждали свои дела. Так как они душой были
открыты пред Богом, то они взаимно обогащали и подкрепляли свою духовную
жизнь. Сами того не зная, отец всех верующих и его жена показали своей
супружеской жизнью, что они являются прообразом Христа и Его будущей
Церкви. (Еф. 5,22-33).
Но время шло, а ребенка все еще не было. Когда они, продолжая путь, были недалеко от Сихема, Бог снова явился Аврааму.
Он сказал: "Потомству твоему отдам Я землю сию". (Быт. 12,6.7).
Они вздохнули с облегчением, когда, наконец, дошли до места назначения. По-видимому, они все еще могли рассчитывать на ребенка.
Авраам построил там жертвенник в знак благодарности Богу.
Позже, в Вефиле, он вновь приносил жертвы Богу. Им жилось хорошо,
потому что жертвенник, поклонение Богу, занимал центральное место в их
жизни. (Исх. 33,14.15).
Сарра вспоминает и радостные моменты жизни, и неудачи в
прошлом; разочарования, которые она пережила в Египте. Там ей была
нанесена рана, которая болела еще сейчас.
Южная земля, область Негев, суха и пустынна. Это горное
место без воды. Когда они были там и наступил голод, то Авраам не
вернулся в Вефиль или Сихем, а сошел южнее в Египет. Он не подумал
спросить совета у Бога, поговорить с Ним у жертвенника.
Двинулся ли он в путь, по которому Бог не мог идти с ним? Стало ли ему поэтому страшно?
"Давай скажем, что ты моя сестра", - предложил он.
Авраам, который много лет надеялся на Бога, вдруг стал бояться за свою
жизнь. Он прибегнул ко лжи и этим отдал Сарру в жертву.
Где же остались его любовь и верность?
Правда, в начале своего путешествия они договорились
поступать так. Они успокаивали свою совесть тем, что это не ложь. (Быт.
20,12.13.) Теоретически это звучало допустимо, но в действительности это
была измена Сарре. Это оставалось ложью.
Ее преклонный возраст и длительное пребывание под
палящими лучами солнца, без возможности ухаживать за собой, кажется, не
повредили ее красоте.
Она все еще считалась привлекательной женщиной.
Случилось то, чего ожидал Авраам: ее заметили, и она
попала в дом фараона. Эгоизм Авраама привел в опасность не только ее
целомудрие, он поступил легкомысленно, даже рискованно и по отношению к
обещанному ребенку. Но Бог, на Которого надеялась Сарра, вступился. Он
дал язычнику понять, как обстояли дела. И фараон отослал Авраама вместе с
Саррой. (Быт. 12,10-20).
Конечно, из-за этого ее доверие к мужу пострадало.
Исчезла часть ее уверенности. Когда они вернулись в Вефиль, где в
последний раз приносили жертву, то вместе с караваном людей и животных
прибыла молодая египетская служанка Агарь.
В поступке с Лотом потом Авраам опять доказал, что он муж
Божий. Отделился его племянник Лот со своей семьей, и этим была порвана
последняя связь с своим родом. (Быт. 13,1-12.) Они окончательно разбили
свои шатры в Хевроне.
Когда проходили годы без исполнения обетования, возможно,
Авраам спрашивал себя, не является ли приемный сын выходом из
положения. Он думал об Елиезере, важном муже в его доме. (Быт. 15,1-4.)
Но это не было намерением Божиим. Он ответил, что сын, который
произойдет из чресл Авраама, будет его наследником.
Обещание о наследнике оставалось и было подтверждено заветом. (Быт. 15,5-21).
Хотя Бог повторил обещание, но исполнения еще не было...
Сарра заметила, что жизнь по вере означает не только отказ от человеческой уверенности, она требует терпения.
Вера и терпение неразрывны. Но их не так просто достичь.
Этому нужно научиться в школе жизни. Это требует упражнений. (Евр.
6,13-15).
Отец всех верующих со своей женой должны были учиться,
несмотря на все безнадежные обстоятельства, оставаться твердыми в вере.
Они должны были быть примером для тех, которые ждут обещанное в вере и
долготерпении. Через позор и потери они должны были учиться, какой
трудной задачей иногда является ожидание. Божий обещания тверды, но Он
держит в секрете время их исполнения. В школе жизни они должны были
упражняться, укреплять свою веру на твердой почве Божиих обещаний, а не
на песчаной почве человеческих возможностей.
И как раз это им не удалось.
Сарра подумала о своем преклонном возрасте и предложила Аврааму взять наложницу, египетскую служанку. (Быт. 16,2).
В этом она поступила по обычаям тех времен, так как тогда
такое встречалось очень часто. Она по закону могла ссылаться на то, что
она обещала мужу ребенка. Но то, что она так поступила, было
неправильно.
Она принесла жертву самоотверженности и даже могла
оправдываться тем, что Бог не говорил, что обещанный сын Авраама должен
быть и ее сыном.
Но, несмотря на все оправдания, ее поступок остается неправильным.
Это было ненужной жертвой, когда она любой ценой хотела видеть исполнение Божьего обетования и сама установила время.
Понятно, что долгое ожидание, уже 10 лет, было почти
невыносимым. Но проблема была не в том, что ее терпение пришло к концу.
Ее ошибкой было то, что она сама искала выход из положения. Она взяла
свою судьбу в собственные руки и за это должна была тяжело страдать.
Что же дало Аврааму повод послушаться ее? Это не совсем
понятно. Ясно лишь то, что ему пришлось пожинать горький плод, как и
Адаму (Быт. 3,17), потому что он послушался ложного внушения своей жены.
Последствия были неизбежны. Грех неверия и нетерпения
принес плоды еще раньше, чем Агарь родила ребенка. Еще до рождения
Измаила семья Авраама была нарушена раздором. Агарь проявила не
соответствующее ее положению чувство превосходства, но Сарра забыла, что
инициатива этого злополучного плана вышла от нее.
Удаление от Бога не привело ее к самопознанию и покаянию.
Наоборот, она возложила вину на мужа. Сарра унизилась и стала
притеснять Агарь. Она делала это так основательно, что если бы не
вмешался Бог, то Агарь погибла бы.
Сарра пережила, что человек не может предвидеть, какие уничтожающие силы оживают в нем, когда он отходит от Бога.
Время, которое Сарра надеялась выиграть, не стало ли
потерянным временем? Библия говорит, что прошло 13 лет, пока Бог снова
открылся Аврааму...
Авраам усердствовал, обслуживая гостей, которые вдруг неожиданно предстали пред ним. Сарра также помогала в приготовлении пищи.
Но Авраам сам обслуживал своих гостей, потому что по обычаю Востока это должны были делать мужчины.
Она стала прислушиваться к их разговору, когда один из пришельцев спросил: "Где Сарра, жена твоя?"
Невольно она подошла к входу в шатер. Кто эти мужчины?
Откуда они знают ее имя? Что они знают о ней? На кивок Авраама: "Здесь, в
шатре", последовал неожиданный ответ: "Через год Я опять буду у тебя в
это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей".
Мужчины сидели спиной к шатру, и Сарра думала, что ее не
видят. Она была наедине со своими мыслями и в тиши засмеялась о
сказанном. "Как воспитанные люди они желают нам ребенка за оказанное
гостеприимство", - думает она.
Вдруг она приходит в себя и пугается, когда слышит слова,
полностью выражающие ее мысли: "От чего это рассмеялась Сарра, сказав:
неужели я действительно могу родить, когда я состарилась?"
Далее этот голос говорит удивительные слова: "Есть ли что трудное для Господа?"
Сарра прислушивается - для Господа?... для Господа? ... Только теперь она узнает, Кто это так разговаривает с Авраамом.
Сам Господь спустился на землю, чтобы поговорить с Саррой
и лично подтвердить ей обещанное: "В назначенный срок буду Я у тебя в
следующем году, и у Сарры будет сын". Испугавшись и в замешательстве,
она обманывает: "Я не смеялась". Но в ответ слышит: "Нет, ты смеялась".
Почему же Господь не говорил непосредственно с ней? По
обычаю ли той страны? Или Он этим хотел напомнить Аврааму, что он так
же, как и Сарра, недавно с неверием смеялся, когда Господь ему еще раз
напомнил Свое обещание (Быт. 17). Авраам тоже потерял надежду иметь сына
от Сарры. Он был доволен Измаилом и думал, что этот принят Богом.
Но Бог ясно сказал, что обещанный сын должен быть от
Сарры. В доказательство Он изменил их имена. Вместо Аврам - благородный
отец - он должен называться Авраамом: отцом множества народов. И Сара
теперь должна стать Саррой, что означает - княгиня. Обрезание мужеского
пола становится знамением завета с Богом.
Господь хотел сообщить не только Аврааму, что время ожидания приблизилось к концу, но и Сарра имеет право это лично слышать.
Год спустя, в назначенное Богом время, Сарра родила
Исаака. "Он смеется" означает его имя, которое он получил от Самого
Бога. Его имя будет всегда напоминать родителям, что вопросительный
знак, который они своим сомнительным смехом поставили после его имени,
Бог превратил в восклицательный знак.
Последний год перед рождением Исаака, в котором Бог
доверился Аврааму как другу (Ис. 41,8; Быт. 18,16-19), не был
безупречным годом.
Египетская ложь, где Авраам выдал свою жену за свою
сестру, повторилась снова (Быт. 20). Сомнение в Божьем обещании принесло
не только проклятие всего народа, но из-за неверия должны были страдать
и невинные. И только непосредственное вмешательство Бога защитило
ребенка Авраама и Сарры.
Еще раз мы встречаемся с Саррой на пире, когда Исаак
отнят был от груди. Ошибка Сарры ввести Агарь как наложницу в семью,
приносит опять новые проблемы.
Измаил надсмехается над Исааком, и Сарра принуждает Авраама выгнать Агарь с сыном.
Авраам огорчен. Его мучает часть вины, но по Божьему приказанию он слушается Сарры и отпускает египтянку с ребенком.
Из рассказа видно: Бог любит и Агарь. Но между сыном обетования и сыном рабыни должна быть четкая граница.
37 лет жизни Сарры после рождения Исаака - это слишком
короткий срок для того, чтобы видеть горе, которое постигает следующие
поколения обоих сыновей Авраама. Арабы, потомки Измаила, становятся
постоянными врагами евреев, потомков Исаака. Проблемы на Среднем Востоке
после многих столетий все еще не разрешены.
Я стою у гробницы Сарры в мечети над пещерой Махпела, где
стоит ее роскошный гроб. Чтобы немного лучше рассмотреть, я подхожу к
решетке. Но как я ни напрягаюсь, все-таки ничего не вижу. Я только
вдыхаю душный воздух, который поднимается из пещеры.
Снаружи чувствуется напряженность, ведь арабы и евреи до
сих пор враждуют между собой. Мусульмане почти не дают нам времени для
посещения. Пропасть между мусульманами - духовными наследниками Измаила -
и нами, христианами, - духовными наследниками Исаака - велика. Хеврон
является самым враждебно настроенным против христиан городом арабского
мира.
Я думаю: как невообразимо печально для Сарры, что один
этот поступок ее нетерпения имеет такие роковые последствия. Какую тень
это бросает на воспоминания о ней!
Я вспоминаю всех мужей веры, людей, которые в Послании к
Евреям описываются с большим уважением. Первой женщиной среди них
является Сарра. В Новом Завете мы находим ее не потому, что она так
упала, но потому что она имела такую большую веру.
Ее вера, которая ясно видна при рождении Исаака, должна
была долго расти. Сарра должна была принести большие жертвы. Она
оставила многое из того, что любила, и переносила нужду и разочарования
без ропота.
В меняющихся обстоятельствах жизни она всегда
приспосабливалась к мужу. Через ее послушание Аврааму она сделала его
способным быть послушным по отношению к Богу.
Наука говорит, что существуют отрицательные эмоции,
которые могут сделать человека больным, но существуют и целебные эмоции -
радость, довольствие и твердая вера, - которые приводят к внешней
красоте и могут способствовать здоровью и долголетию.
Было ли это тайной Сарриной красоты и жизненной энергии? Я
вспоминаю Петра, он славит ее внутреннюю красоту. Он призывает меня и
всех женщин мира следовать примеру Сарры, примеру княгини среди женщин.
"Бог, который вначале из земли по образу Своему сотворил
человека для счастья, теперь дарует вас друг другу, Он делает вас мужем и
женой".
Хуб Остерхус
1. Сватовство
"Авраам был уже стар и в летах преклонных. Господь благословил Авраама во всем..." (Быт. 24,1-28).
"И призвали Ревекку, и сказали ей: пойдешь ли с этим человеком? Она сказала..." (Быт. 24,58-67).
Повествование начинается как сказка. Один молодой человек ищет себе жену.
Будущий жених является сыном богатого человека и наследником значительного состояния (Быт. 24,35.36).
Исаак еще не знаком со своей невестой, но он уже знает,
что он должен стать отцом многочисленного потомства. Еще до его рождения
Бог обещал это его отцу Аврааму, сказав, что Он заключит завет вечный с
Исааком и его потомстом (Быт. 17,19; 12,2.3).
Поэтому очень важно, с кем он будет строить свое будущее и кто будет матерью его детей.
Во времена Исаака супругу избирали родители. Поэтому его отец Авраам начинает основательную подготовку к браку сына.
Он посылает старшего слугу - по всеобщему мнению,
Елиезера - в город Харран в Месопотамии (Быт. 24,2-4) с деликатным
заданием. В этом городе он сам жил одно время. Так как он еще имеет там
родственников, то семейный круг кажется ему лучшей гарантией гармоничных
отношений.
Исаак не должен жениться на хананеянке, хотя он и живет
среди этого народа. На этом народе лежит проклятие Божие (Быт. 9,24-27).
Женой Исаака не может быть язычница. Она должна поклоняться Тому же
Богу, как и он. Он не должен вступать в брак с неверующей. Это не даст
гармонии. (2 Кор. 6,14).
Какие условия кроме этого предъявляются к невесте?
Авраам желает Исааку жену, которую предназначил ему Бог.
Он убежден в том, что браки должны заключаться на небе и что Бог
участвует во встрече двух людей. Не создал ли Он первому человеку -
Адаму - именно ту жену, которая соответствовала ему и с которой он мог
быть оптимально счастлив? (Быт. 2,18).
И для Исаака Бог определил как раз соответствующую ему
жену. Как отец, Авраам может оставить Исааку дом и имение, но разумную
жену может дать только Бог (Прит. 19,14). Она является даром от Господа и
знаком Его милости. (Прит. 18,22).
Авраам знает, что Бог Сам будет управлять этим
путешествием, если следовать Его указаниям (Прит. 3,5.6). Он ободряет
своего домоправителя, уверяя его, что Господь вышлет перед ним Своего
ангела (Исх. 23,20), чтобы позаботиться о надлежащем контакте.
Елиезер не знает позднейшего откровения Божия, а именно,
что брак является прообразом завета между Богом и народом израильским
(Ос. 2,18.19), а в будущем между Христом и Его Церковью (Еф. 5,25 и
след.). Когда после тысячекилометрового путешествия он приходит в город
Нахора, брата Авраама, то он сначала молится.
Он разыскивает городской колодец, так как туда приходят женщины за водой. Наступает вечер, и они должны вскоре прийти...
Как же ему из множества женщин найти как раз ту, которую
Бог предназначил сыну его господина? Теперь все зависит от Божьего
водительства, и поэтому он ищет свой путь в молитве.
Доверчиво он просит о таком знаке: "Девица, которая
выйдет почерпать и которой я скажу: "наклони кувшин твой, я напьюсь", и
которая скажет: "пей, я и верблюдам твоим дам пить", - вот та, которую
Ты назначил рабу Твоему Исааку".
Женщины Востока застенчивы в обращении с мужчинами. Если
девушка будет свободна в обращении с ним, с незнакомцем, то в этом он
узнает Божие водительство. Может быть он думает, что ответ на его
молитву прольет свет и на саму девушку?
Напоить десять верблюдов - это не пустяк. Нужно начерпать
150-300 литров воды и принести ее наверх из глубокого колодца. Это
требует здоровья и физической силы.
Жена Исаака, по обетованию Божьему, мать многочисленного
потомства, должна быть сильной и здоровой. Выявится и кое-что в ее
характере. Приветливость и готовность помочь должны украшать невесту
Исаака. В жизни кочевников, которую она будет вести со своим мужем,
требуется ловкость и радость в тяжелой работе. Это будет преимуществом,
если она имеет идеи и может проявлять инициативу.
Исаак, сын престарелых родителей, который до 40 лет
оставался холостым и был очень привязан к своей матери, не был
энергичным человеком.
Посланник Авраама тихо молится про себя. Только Бог
слышит его просьбу. Едва она высказана, как он видит идущую девушку,
молодую и стройную. На плече у нее покоится кувшин.
С каждым шагом, приближающим ее, он все сильнее чувствует - это ответ на его молитву...
Ревекка! Ее день начинается, как все другие. Ничто не
давало ей повода предполагать, что вскоре она должна стать главным
действующим лицом в одной истории любви, которая будет захватывать людей
даже спустя четыре тысячелетия.
Путь к колодцу является привычной дорогой, сегодня, вчера, позавчера...
Но сегодня она чувствует кое-что от того напряжения, с
которым за ней наблюдает незнакомец. Его внимательность не беспокоит ее,
и она охотно исполняет его просьбу и дает ему напиться.
Но почему ее сердце стучит так ускоренно и так радостно?
Так, как будто она ожидает чего-то особенного. Как будто ее ноги имеют
крылья, а ее руки - новые силы.
Она просто должна сделать что-то доброе. Она слышит свой голос: "Я стану черпать и для верблюдов твоих, пока не напьются".
Требуется время, прежде чем жажда животных утолена, но
ловкость и радостное настроение остаются в ней. Тяжелая работа спорится в
ее руках.
Испытывающий взгляд незнакомца ни на миг не покидает ее.
Молча он наблюдает за ней. Потом как награду он дает ей золотые
украшения. Это удивляет ее, а, собственно говоря, и нет. Этот человек
является представителем богатого господина. Это она видит по великолепию
его свиты.
"Чья ты дочь?" - спрашивает он приветливо.
Слышит ли она скрытое напряжение в его голосе? К ее
удивлению, после ее ответа: "Я дочь Вафуила, сына Милки, которого она
родила Нахору", - он падает на землю и славит Бога.
Когда она слышит в его благодарственной молитве имя
своего дяди Авраама, то она вдруг понимает, что этот поразительный
человек совершил это далекое путешествие по заданию их семьи. Она спешит
домой, чтобы все рассказать.
В эту ночь мало спали в доме Вафуила. После того как ее
брат Лаван привел этого человека и он доложил свое дело, оставался
только один вывод: это водительство Божие.
Они слышали, что поиски жены для Исаака опирались на
обетования Божий, точно так же, как рождение и жизнь Исаака были
доказательством исполнения Божиих обещаний (Рим. 4,18-21). И с
заключением его брака будет не иначе. Авраам и Елиезер действовали,
доверяясь обетованиям. Они были убеждены в Божием водительстве, а
поэтому и в услышании своих молитв (1 Иоан. 5,14.15).
И их надежда не была постыжена. Бог ясно указал Свой путь
и - в согласии, именно, семьи Реввеки (Пс. 142,8; 31,8). Брак имеет
отношение не только к супругам; он касается и других, в особенности
родителей.
Моисей позднее объявит заповеди Божий, что дети должны
почитать своих родителей (Втор. 5,16). Соломон упоминает, что необходимо
обсуждать дело с советниками (Прит. 20,18). Если родители и советники
ободряют женитьбу и предшествующее основывается на Слове Божием и на
молитве, то из этого можно познать Божие водительство и верить: " Нам
дан зеленый свет".
Ревекка не имеет еще преимущество уразуметь постановления Божий относительно брака из Его Слова.
Но то, что Бог без окольных путей приводит Елиезера
именно к ней, вызывает в ее сердце твердую убежденность, и она без
колебания говорит "да" на вопрос: "Пойдешь ли ты с этим человеком?" Хотя
семья и имеет голос в этом обсуждении, но окончательное решение
принимает она сама.
Это шаг веры. Отдаленность ее будущего места жительства
от родительского дома требует окончательного расставания. Только
кормилица Девора и несколько служанок, которые идут с ней, будут
напоминать ей о доме.
Ревекка, внучка Нахора, проявляет здесь долю мужества и
веры своего дяди Авраама. Так же, как и он, она услышала зов Божий,
поэтому она сжигает за собой все мосты и идет. Она готова
приспосабливать свою будущую жизнь к жизни своего мужа.
Встреча происходит на поле. Шатер стал для Исаака тесным.
Он выходит, чтобы поразмыслить и говорить с Богом. Он знает, что
Елиезер не будет медлить и напрасно тратить ни одной минуты. В любое
время караван может вернуться.
Ревекка видит Исаака. Внутренне она узнает его. Из
уважения перед человеком, который идет им навстречу, она сразу же
спускается с верблюда. Она закрывается покрывалом, как только узнает,
что это ее жених.
На Востоке невеста не должна была показывать свое лицо до
тех пор, пока не пройдут свадебные церемонии - и это так водится до
настоящего времени.
После того, как управитель дома рассказал Исааку о том,
как Бог исполнил каждую деталь его молитвы, встречаются эти двое:
холостой мужчина в расцвете лет и молодая девушка, которой не познал
муж.
Знал ли это Елиезер, мы не знаем. Но так говорит вдохновленное Духом Божиим слово Библии (2 Пет. 1,20.21).
Когда Павел говорит о союзе между Христом и Его Церковью,
он требует, чтобы невеста была чистою девою (2 Кор. 11,2 34). Когда
Исаак видит невесту, то он невольно думает о своей матери Сарре. Ревекка
такая же умная, энергичная, волевая и прекрасна видом. Что бы он мог
пожелать большего! Он будет ее любить.
Эта история в тысячу раз интереснее сказки, потому что
это жизненно правдивое повествование о людях из плоти и крови и с
неизвестными, обширными возможностями.
Ревекка, обыкновенная молодая девушка, входит в историю
Авраама, родоначальника еврейского народа, отца всех верующих, мужа
Божия. Она вступает в будущее, исполненное обетованиями. Как она устроит
это свое будущее?
2. Ревекка берет свою судьбу в собственные руки
"Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками".
Соломон
"Когда Исаак состарился, и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына..." (Быт. 27,1-30).
"И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его..." (Быт. 27,41-46).
Ревекка видит, как ее старший сын Исав идет в шатер
своего отца. Тотчас же у нее просыпается недоверие. О чем бы они могли
говорить вдвоем?
Значит, она дошла до того, что шпионит за мужем, которого много лет тому назад она приняла как подарок от Бога.
Между ней и Исааком нет больше прежних хороших отношений.
Ее семья больше не представляет единое целое, она разорвана. Одну часть
составляют Исаак и Исав, а другую Ревекка и Иаков.
Кажется, будто дети разделили их. Сыновья отличаются друг от друга, как день от ночи.
Исав - волосатый, грубый парень как по наружности, так и
по характеру. Это человек, которому нравится жизнь на воле и который
приобрел любовь своего отца, потому что отцу нравится дичь, которую Исав
готовит после охоты.
Младший сын Иаков более нежный. Это живущий дома юноша,
хотя хитрый и пронырливый, но все-таки любимец матери. Брак Исаака и
Ревекки уже был не в порядке. Возможно, причина отчуждения возникла уже
давно и рождение горячо ожидаемых сыновей уже не могло их связать. Их
брак страдает от пристрастия по отношению к сыновьям. Отец предпочитает
старшего, а мать - младшего сына. Правда, ее пристрастие к Иакову
основано на предсказаниях Божиих, бывших прежде их рождения. Но сегодня
Ревекка не имеет времени, чтобы думать о прошедшем. У нее в голове
другое. Будущее ее любимчика Иакова в опасности.
Но не думает ли она о том, что дело касается также будущности народа Божьего, ее мужа и другого сына?
Во всяком случае она упускает спросить у Бога совета на
свои планы. Ведь Он дал ясные предсказания на будущее. В это время ей
могло быть около восьмидесяти лет; она не потеряла ясность разума.
Так эта старая женщина подслушивает у дверей своего собственного мужа.
Исаак, которому уже более ста лет, чувствует свою
старость и делает приготовления к своей смерти. Благословение Божие,
почивающее на нем через Авраама (Быт. 17,1-8.21), он хочет, вопреки
слову Божию, передать своему старшему сыну. Такой торжественный акт
между отцом и сыном в то время и столетия позднее совершалось во время
совместной трапезы.
Ревекка настороже. Тут что-то неладное происходит. Не
сказал ли Бог ясно еще до рождения детей: "Больший будет в порабощении у
меньшего"? (Рим. 9,10-12). Через действия Исаака Божье избрание будет
обойдено. Это ни в коем случае не должно случиться.
За прошедшие годы ей тоже стало ясно, почему Бог возлюбил
Иакова. Исав показал, что он не принимает заповедей Божиих всерьез.
Свое право первородства (Втор. 21,15-17), которое свято в очах Божиих
(Исх. 13,2; Евр. 12,16.17), он легкомысленно променял на чечевичную
похлебку (Быт. 25,29-34). Он также взял себе языческих жен.
Возможно, он видел, что брак его родителей не был
совершенным, и поэтому не захотел, как его отец, поискать себе жену в
своем народе. Во всяком случае, через это он причинил своим родителям
много горя.
Чтобы получить право первородства, Иаков действовал
нечестно и с хитростью. Но во всяком случае он показал, что он верит в
это право и ценит его. Этим он ближе к Богу, чем его брат. Прежде скорби
с детьми побуждали родителей к молитве. Беременность Ревекки не
является ли следствием молитвы Исаака? Не взывала ли сама Ревекка к
Богу, когда она к своему страху заметила, что оба ребенка, которых она
ожидала, боролись друг с другом уже до рождения? (Быт. 25,21-23).
Удивительно, что в обоих случаях Библия повествует только
об одном супруге. Лежит ли в этом проблема их отчужденности, в
отсутствии обычая делиться своими мыслями?
Полюбила ли бойкая, умная Ревекка слабого и намного
старшего Исаака по-настоящему? Исаак, который любил ее, позаботился ли о
том, чтобы приобрести и ее любовь?
Может быть они так любили сыновей от того, что в браке им
не доставало глубокого единства? Выражалось ли противоречие супругов в
отклонении того ребенка, которого предпочитал другой? Отдалились ли они
друг от друга потому, что Слово Божие имело для них различную ценность?
Брак только тогда удачный, когда оба супруга выполняют свои особые
функции. Хотя муж и жена, как творения, равноценны пред Богом (1 Кор.
11,11.12), но в браке они несут различную ответственность.
Муж является главой (1Кор. 11,3). Он ответственный за
свою жену. Он должен ее любить и вести согласно Слову Божию (Еф.
5,21-33). Он должен ей оказывать честь, потому что она слабее (1 Пет.
3,7). Жена должна быть подвластна мужу, это значит она должна
подчиняться его руководству и приспосабливаться к нему.
Тайна таких отношений во Христе. Только тогда, когда
супруги из благоговения перед Христом покоряются друг другу, брак
приобретает то содержание, которое Бог хотел ему дать. В этих рамках они
соответствуют Божьему порядку творения и лучшим образом достигают своих
прав. Когда оба выполняют эти условия, то брак может быть счастливым и
способным развивать единство. Тогда он представляет настоящий приют и
защиту всем членам семьи.
Тогда жена будет усердно стараться сохранить
благосостояние своего мужа. "Она воздает ему добром, а не злом, во все
дни жизни своей" (Прит. 31,12). Если жена с таким убеждением управляет
домом, то она становится исключительным благословением. Тогда муж и дети
могут считать себя счастливыми (Прит. 31,28).
Ревекка не имела этих требований Божиих письменно. Но она
должна была знать их точно так же, как Сарра (1 Пет. 3,6). К сожалению,
она не поступила соответственно им.
Конечно, и Исаак не может быть оправдан. Пытался ли он,
как муж, сохранить свою жену на правильном пути и взять на себя
руководство семьей, как этого ожидает Бог?
Между тем Ревекка берет обстоятельства в свои руки и
хочет немножко помочь будущему. Раньше у ней нашлось достаточно веры,
чтобы осмелиться начать жизнь под руководством Божиим. Теперь же у нее
недостает доверия, что Бог выполнит свое обещание по отношению к Иакову
без помощи людей.
Она не говорит с мужем о своих заботах и не напоминает
ему обещание Божие. Возможно они могли бы снова примириться, но она
упускает эту возможность. Не долго думая, она обманывает своего мужа и
сына Исава.
Кажется, для Иакова обман не представляет никаких
трудностей. Он боится только проклятия, которое он может навлечь на
себя, если будет узнан. Для Ревекки цель оправдывает средства. Стала ли
пропасть между нею и Богом уже такой великой? Проявляется непостижимое
противоречие, что женщина, желающая исполнить план Божий, не боится Его
проклятия. Это звучит бессовестно: "На мне пусть будет проклятие твое,
сын мой".
Потом все происходит очень быстро, как запланировано.
Прежде чем Исав с горячим кушаньем пришел к шатру своего отца, Иаков уже
успел украсть благословение.
Теперь Ревекка может думать, что она выиграла. На самом деле она потеряла.
Как велика должна быть скорбь, которую она причинила
своему старому мужу своей лукавой проделкой. Исаак, имя которого
означало "смех", навсегда разучился смеяться. Если прежде Исав имел
уважение к своей матери, то теперь оно упало до нуля.
Но она повредила и своему любимцу Иакову. Покрывая ложь
ложью, он не только обманул своего отца, но и имя Божие произнес
напрасно. Когда на удивленный вопрос своего отца: "Что так скоро нашел
ты, сын мой?" - ответил: "Господь Бог твой послал мне навстречу". Он
стал искусным обманщиком, который будет действовать так же хитро, как и
его мать (Быт. 30,37-43). То, что Бог благословляет его (Быт. 31,11-13),
несмотря на это, является милостью, а не заслугой Иакова.
Он должен болезненно пережить, что и обманщика
обманывают. Вначале его тесть (Быт. 29,25), а потом и его собственные
дети (Быт. 37,31-35). Как часто Иаков мог сомневаться, действительно ли
он благословенный Богом, после того как его мать лишила Бога возможности
доказать это. Украденное благословение является сомнительным
достоянием. Ревекка виновна и в том, что один брат вынашивает планы
убить другого брата. Исав посягает на жизнь Иакова.
Так она приходит к новому обману. Иаков должен немедленно
бежать из родительского дома. Он может хорошо скрыться у ее брата
Лавана в Харране. После того как она все обговорила с Иаковом и так же,
как в первый раз, навязала ему свои наставления, она идет к Исааку.
"Я жизни не рада от дочерей Хеттейских, - говорит она. -
Если Иаков возьмет жену из дочерей Хеттейских, каковы эти, из дочерей
этой земли, то к чему мне и жизнь?"
То, что она говорит, верно. Исаак и она имеют много горя
через жен Исава. Но мы не обнаруживаем ни раскаяния в ее ошибке, ни
просьбы о прощении.
Но Ревекка сама себя переоценила. Ее обещание: "Когда
утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему,
тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда", - не исполняется. Ей не позволено
дожить до возвращения Иакова.
Когда Иаков уходит с благословением отца и с заданием
найти себе жену в семейном кругу матери (Быт. 28,1-4), Ревекка видит его
последний раз. Когда через двадцать лет он возвращается в свою землю
(Быт. 31,41), отец его еще жив и Исав примиряется с ним, но Ревекка уже
умерла.
Так же как и Сарра, Ревекка не могла предвидеть
последствия своих действий. Ненависть, зажженная в сердце Исава,
называемого еще Едомом, продолжает жить в будущих поколениях. На
протяжении столетий едомитяне были врагами Израиля. Ирод, который
повелел убить младенцев в Вифлееме (Матф. 2,16), и его сын Ирод, во
время допроса надсмехавшийся над Иисусом (Лук. 23,11), были идумеями или
едомитянами.
Ревекка, которая с большой тщательностью была выбрана в
жены Исааку и несомненно была определена Богом для этой задачи, не
выполнила обещаний, которые она внесла в свой брак. Ее начало было
хорошее, а конец разочаровывающий, потому что она не могла ждать Бога.
Она взяла свою судьбу в свои собственные руки и не доверила Богу бороться за нее.
Она забыла, что верующим не нужно спешить (Ис. 28,16).
Она не дала Богу возможность показать, что Он может и хочет сделать для тех, которые уповают на Него (Ис. 64,4).
"По Библии, два человека, соединившись телесно, более не
могут уже быть прежними. Они не могут жить, как будто между ними ничего
не произошло. Возникает пара, которая всеми выходящими из этого
последствиями связана друг с другом".
Вальтер Тробиш
"Иосиф же отведен был в Египет; и купил его из рук измаильтян, приведших его туда, египтянин Потифар..." (Быт. 39,1-20)
"Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы
воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в
святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие
Бога" (1 Фес. 4,3-5).
На первый взгляд жена Потифара имеет все. Ее муж занимает
высокий пост. Она живет в большом, роскошно обставленном доме. Она
живет зажиточно, имеет пищу и одежду в избытке, имеет армию прислуг,
которые готовы исполнить любое ее приказание. Короче - она избалованная
женщина.
Она пользуется большей свободой, чем многие другие
женщины ее времени. Можно сделать вывод: какая она счастливая! Но так
кажется в начале. Внимательно присмотревшись, мы находим обстоятельства
другими.
"Обстоятельства не формируют человека, но открывают его сущность", - сказал однажды некто. Так оно выглядит и у жены Потифара.
Мы узнаем ее в связи с Иосифом, который был управителем дома ее мужа Потифара.
Иосиф, сын Иакова и Рахили, взят в дом Потифара после
того, как его братья из ревности продали его на поле близь Дафана.
Потифар является царедворцем фараона (Быт. 37).
Иосиф очень красивый юноша. Но гораздо больше внешности
пленит его внутренность. Привлекательной у этого еврейского слуги
является его связь с Богом. В прошлом Бог много раз открывал ему будущее
в снах. Это и было причиной того, что братья возненавидели его. Когда
же еще оказалось, что и отец предпочитал его, то мера была переполнена.
Они выждали удобный момент и продали его проходящему каравану.
Тут мы узнаем, что Бог воистину не оставляет Иосифа.
Благословения Божий не привязаны к какому-нибудь месту. Для Него нет
никакой разницы, где находится Иосиф. Бог следует за ним в дом Потифара.
И дом Потифара становится благословенным, потому что там находится
Иосиф. Между ним и его господином растет взаимное расположение и
внимание. Ответственности Иосифа растут, пока он в конце концов стоит во
главе всего дома. Жена Потифара, которая внешне обладает всем, чего
только может пожелать себе женщина, внутренне пуста и не имеет цели. У
нее много времени, которое ей нечем заполнить. Ее муж, несомненно, очень
занят своей работой. О детях нам Библия ничего не говорит. Если бы даже
и были дети, то имелось достаточно персонала, чтобы заботиться о них.
Пустая жизнь ищет развлечения, а пустое сердце
удовлетворения. Может из-за уязвленного тщеславия ее взгляд падает на
Иосифа. Может быть, ее муж не уделяет ей того внимания, которое она
ожидает и требует. Понимает ли она, что внутренняя красота, честность и
то, что он достоин, украшают Иосифа больше, чем его приятная внешность?
Понимает ли она, что он человек, живущий в тесном общении с Богом, и что именно поэтому он имеет такое особое излучение?
Она не знала предупреждения Павла: "Итак да не царствует
грех в смертном вашем теле" (Рим. 6,12), и его слова, что тело не для
блуда (1 Кор. 6,13). Да, Бог даже удостаивает тело человека служить для
Него храмом. (1 Кор. 6,19).
Так жена Потифара приходит с бессовестным предложением к
Иосифу. Это унизительно для них обоих, и эту попытку она делает не один
раз. Она сама навязывает ему свое тело и думает в плотских развлечениях
найти удовлетворение. Она забывает, что приключения, к которым она
стремится, пробуждают только страсти, которые поглотят ее, если они не
связаны с любовью и не стоят под защитой супружества.
При сотворении мира Бог сказал о телесном соединении
мужчины и женщины: "Потому оставит человек отца своего и мать свою, и
прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2,24). Этим он
навсегда заключил плотские отношения в теплоту и безопасность любви и
супружества. "Быть одной плотью" - это значит быть супружеской четой,
которая оставляет своих родителей и в своем собственном доме становится
самостоятельной. Без этого условия отношения между мужчиной и женщиной
становятся похотью, разрушающей и унижающей человека до животного.
Остаются самообвинения, одиночество и стыд. Человек все больше впадает в
одиночество. Он не находит мира, и его все больше и больше влекут
страсти. Потом наступает ужасная пустота. Начинается сатанинский круг
горя. Беда становится для женщины беспредельной. Она нигде не находит
решения своих проблем. Увлечение такого рода плотскими удовольствиями
вызывает настолько больше проблем, что их уже невозможно разрешить.
Иосиф сразу же опознает величину обольщения. Он правильно
оценивает обстановку. Он ссылается на уважение к ее мужу Потифару. Но
самым сильным удерживающим аргументом является мысль о Боге.
"Как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?"
Иосиф ясно осознает, что прелюбодеяние и блуд - грех
перед Богом. Это мерзость в очах Его, В заповедях, которые Бог позже
дает Моисею, наказанием за блуд является смерть. (Втор. 22,22).
Бог не ограничивает человека, наоборот Он ищет наилучшее,
наивысшее счастье для человека. Он хочет сохранить его от разрушения,
которое идет рука об руку с аморальностью. Он не хочет допустить, чтобы
величайший земной подарок, который Он мог дать человеку, был отнят или
запятнан. Аморальность - одно из смертельных орудий, которые исходят из
ада. Кто совершает ее, уничтожает самого себя. Это все осознает Иосиф.
Он знает заповеди не потому, что он их читал, но из
личного общения с Богом. Он знает, что Богу это не угодно. "Кто же
прелюбодействует с женщиной, у того нет ума; тот губит душу свою, кто
делает это; побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится".
(Прит. 6,32.33).
Так говорит много лет спустя Соломон. На этом основании Иосиф устраивает свою жизнь.
Поведение жены Потифара непростительно, хотя она и не
знает Бога Израилева. И у нее есть моральное сознание. Но она преступает
заповедь жизни, которую Бог вложил человеку при сотворении мира. (Рим.
2,14.15).
Это видно из того, как она реагирует, когда Иосиф ей
отказывает. Она извращает действительность и обвиняет его даже в
аморальности, которую она сама хотела совершить.
Его поспешный побег, который говорит о чистоте его
характера и компрометирует ее характер, приводит ее к замысловатой идее.
Как госпожа, она может разрушить его карьеру, очернить его имя. И она
делает это без угрызения совести.
Этим для Иосифа начинается тяжелая жизнь: многолетнее
тюремное заключение. Его, конечно, уязвило бессовестное обвинение. Он
чувствует себя покинутым, так как Потифар не обследует действительное
происшествие дела. Но все же, наверное, он не совсем верит обвинению
своей жены, иначе он немедленно потребовал бы для Иосифа смертельного
наказания.
Иосиф не жалуется. И к своей радости он узнает, что стены
тюрьмы не могут отнять у него благословения Божьего, так же как и стены
дома Потифара. Снова он становится человеком, распространяющим
благословение, и наконец получает вознаграждение за свою верность Богу и
господину. И какой же великой была эта награда!
Он получает самый высокий пост в Египте и становится
вторым после фараона. Он становится спасителем египетского народа и
своих родных от угрожающего голода.
Не Иосиф проигравший, а жена Потифара. О ней мы больше
ничего не слышим. Она занимает место в истории как жизненно важное
предупреждение. Не из-за того, что ее грех больше греха других, но
потому что она не кается, не просит прощения. Бог ей безразличен, а ведь
Он мог бы ей подарить смысл и радость жизни. Через Иосифа Он был к ней
уже близок. Он помог бы ей преодолеть плотские страсти и уже в мыслях
победить грех. Всего этого она могла бы избежать, если бы она после
первого сопротивления Иосифа начала искать Бога, который владел его
жизнью. Ее касалась пословица: "Праздность - мать всех пороков", потому
что она один из самых драгоценных жизненных подарков - время - небрежно
попусту тратила, вместо того чтобы пользоваться им. Это время стало
питательной средой греховных мыслей.
Греховный поступок последует, потому что она упустила
борьбу с греховными мыслями. Наши поступки" всегда являются плодом наших
мыслей. Это было ее поражением. Она испытала, что человек в конце
концов становится тем, о чем он думает.
В искушении, в котором находилась жена Потифара, не было
ничего особенного. Миллионы людей искушаются и будут искушаться так же,
как и она, потому что сатана не отказывается от своего характера и
всегда ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5,8). Похоть
плоти родила грех, потому что она ею увлеклась и обольстилась (Иак.
1,14.15), вместо того чтобы бороться с нею.
Она имела время, разум и все возможности, чтобы сделать в
своей жизни что-либо полезное. Но она этого не сделала. Поэтому нельзя
сказать о ней что-нибудь хорошее. Прожить, не оставив хорошего
впечатления, - это трагедия.
"Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и
узнай помышления мои, и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на
путь вечный".
Молитва Давида
Когда вошли кони фараона с колесницами его и всадниками его в море, то Господь обратил на них воды морские..." (Исх. 15, 19-21).
"И упрекали Мариамь и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял; ибо он взял за себя Ефиоплянку..." (Числ. 12,1-15).
"И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в
первый месяц, и остановился народ в Кедесе, и умерла там Мариамь, и
погребена там" (Числ. 20,1).
Мариамь уже с юных лет способная, умная девушка. Ее мать
спокойно может посылать ее с заданием, даже когда от этого зависит жизнь
ее младшего братика. Она отлично справляется с задачей наладить связь
между египетской принцессой и своей матерью. Благодаря этому, для семьи
остается сохраненным ребенок, а для народа Божьего будущий вождь:
Моисей, посредник в Ветхом Завете и пророческий прообраз Христа (Пс.
138,23-24).
Будучи взрослой, Мариамь становится примерной женщиной.
Ее характер формировался в семье, для которой вера была реальностью. Ее
родители имели достаточно мужества, любви и изобретательности, чтобы
воспротивиться повелению тиранического царя ради жизни их младшего сына
(Исх. 2,1).
Семья Амрама и Иохаведы - единственная в своем роде в
истории Израиля. Ведь она произвела трех великих вождей: Моисея, Аарона и
Мариамь, которые в одно время служили народу.
О понятии "карьера или женщина в общественности" Мариамь никогда не слышала. И все-таки она занимает положение в народе.
"Я вывел тебя из земли Египетской... и послал пред тобою
Моисея, Аарона и Мариамь...", - говорит Бог позже через пророка Михея .
Когда Моисей вел этот строптивый народ из Египта в Ханаан, его
поддерживали его брат Аарон, первосвященник, и его сестра Мариамь,
пророчица.
Мариамь не только сестра Моисея, идущая вместе с потоком,
она его соработница, которая руководит и несет ответственность.
Мариамь-незамужняя женщина, которую Бог призвал для особого задания.
Она наверное была первой женщиной-пророчицей. Словами и
делами она возвещает величие Божие. Вся ее жизнь проходит в любви к Богу
и в преданности народу. Ее дары и интересы велики. У Израиля много жен и
матерей, но только одна Мариамь. Бог высоко возвысил ее. Целый народ
находится в зависимости от нее. Она может целиком вникнуть в дело и
полностью отдается ему. Будучи незамужней, она все-таки имеет
полноценную жизнь.
Мариами уже почти сто лет, когда перед удивленным народом
совершается чудо Чермного моря. По повелению Моисея Бог разделяет воду,
а позже повелевает ей возвратиться в свое место. Воду, которая приносит
спасение народу Божьему и погибель его врагам.
"Пою Господу, ибо Он высоко превознесся", - возликовал
Моисей, когда великое событие осталось позади них. "Коня и всадника его
ввергнул в море" (Исх. 15,1).
Когда пение мужчин смолкло, то ликование переняли
женщины. По примеру Мариами впредь все великие победы воспевались
женщинами. Она идет впереди, моложавая, энергичная, несмотря на ее
возраст. С тимпаном в руке она перенимает пение от Моисея, и женщины
хором воспевают славу Богу. "Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он".
Мариамь - прирожденная руководительница, и женщины
следуют за ней. Этого нельзя было предвидеть, однако в бесконечном
путешествии через пустыню пение становится для женщин большой
поддержкой. Когда человек поет, ему легче идти и меньше тревожных мыслей
одолевают его. Как часто им приходится взаимно ободрять друг друга и
напоминать о верности Божией! Когда непослушание народа грозит сделать
путешествие безнадежным, они поют во всем народе: "Коня и всадника его
ввергнул в море". В этом они черпают новое мужество.
Но высокомерие из-за ее способности к руководству и ее положение в народе становятся роковыми для нее.
Она женщина сильной воли, которая легко может взять на
себя руководство. И все-таки она не знает, что это одновременно и слабая
сторона в ее характере. Только обстоятельства показывают, что дремлет
глубоко внутри человека, и безошибочно открывают, каков он
действительно.
Недовольство Мариами вызвано тем, что Моисей взял себе вторую жену - ефиоплянку.
Понятно, что это для нее тяжело. Почему Моисей, муж
Божий, женится на женщине, принадлежащей к другому племени? Этот ли
факт, что женщина играет какую-то роль в жизни Моисея, отягощает
незамужнюю сестру Мариамь? Огорчена ли она тем, что ее брат избрал
иноплеменницу, когда все-таки бесчисленное количество еврейских женщин
могли быть его спутницами жизни?
Это вопросы, которые остаются без ответа в Библии.
Мариамь, для которой младший брат остается великим пророком, беспокоится
о Моисее и о последствиях этого брака для народа. Потому что все это
происходит в то время, когда вопросы брака еще решала семья. С этой
точки зрения кажется, что это - реакция зрелой женщины. Но это не так.
Мариамь, достигшая высшего положения, какого могла
достигнуть женщина, названная Богом наряду с обоими великими вождями
Моисеем и Аароном, переступает свои границы. Она переоценивает себя и
ставит себя наравне с Моисеем. Высокомерно она подрывает его авторитет.
Собственно говоря, он ли является вождем из них троих? - спрашивает она
себя. Не равны ли ему Аарон и она? Не забота о Моисее или о народе
побуждают ее, но ревность. Согласие Аарона легко достигнуто. Он
уступчивый и не идет против своей сильной сестры. Так они оба подвергают
опасности единство и будущность целого народа. Еще хуже, что они
пытаются нарушить ясное указание Божие. Вместо того, чтобы думать об
общем благе, они только себя имеют ввиду, и это решает их судьбу (Фил.
2,3-4).
Бог дал человеку возможность прежде всего думать о
ближнем, жить для него и жертвовать собой. Если он поступает так, то он
счастлив и обогащается. Но если он сам себя ставит в центр, то он
становится бедным и ничтожным. Тогда он хочет только получать, вместо
того чтобы давать.
Под обвинениями Моисей остается совершенно спокойным.
Этот кроткий человек не имеет надобности защищаться. Он молчит. Но Бог
помогает ему добиться своих прав, и это становится устрашающим событием.
Бог знает все, что происходит на земле. Он тотчас же принимает меры,
чтобы в зародыше подавить мятеж против руководства Моисея и наказать
виновных.
С дрожащими коленями и со страхом в сердце Аарон и
Мариамь предстают пред Богом. Теперь они узнают, как Бог судит это
положение: Моисей не только бесспорный вождь, но и больше всех пророков.
Бог избрал Моисея посредником между Собой и Своим
народом. Бог так вы0@/]3/9]] /3//н++10]KSX@TT ‡э‡эАY55!5!Ћы~yь‡‚ы~‚ю·jj·юьr l §С Ь@ 0?BOT[ejs|
7 7ёяаі 7
ёяа@L 7FUp2
\U U
\
$ U*U
Uёяц@UUёяк@U
UUёяь@
Uї/]+++++++++33дн++922д//] ??9/н9910]++++]!!#!5!53§ю@tюЋјюЋtю=ФLPСьБ^ЉюVЄЉITэm“ ѕюdd] б@B
ёяфґ Uёяф¶U ёяж@U U ёяъґ
U ёявґU ёяй@ U ’`
U U
ёяЮґU
ёяа@U
U
ёяцґU
ёяоґ
U
ёясґU
ёяоґ
U
ёяу@
U
U
€ц+++++++++э++<]ф+++++э++99 ???н?<9910!#'#"&'#332673dІ
;Ѓ[VBјј ›[]…6јvAJF@эущьє'RC<@ •яаyп " 1 f@H.)$1
5A
CV
UVP V*dfd*c.up.&??,?
#) ) /н3/9н99/ ?н?э2/9/н910]#"&54 32>54"#5>32.#"3267>yNRUЛqАу
КZџOћN·NQЙ`‰Н>*Л