Понедельник 16 Сентябрь 2019  Поиск по сайту Язык сайта   Связь с нами  
 
Духовная пища
Все, что собрано на этой страничке, для вас, дорогие пользователи!
Чтобы вы смогли найти ответы на свои вопросы, получить назидание, наставление, утешение, ободрение.
И пусть Радость Божья наполняет ваши сердца!
А каждый день вашей жизни пусть будет радостным и счатсливым!

Добавить материал             


Музыка в Божьем храме

Место, где присутствует Господь, где совершается поклонение Ему, – Божий Храм, – там все должно говорить о Его славе. Почему? Соломон в послании к Хираму, царю Тирскому писал: “Дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш” (2Пар. 2:5). Сознавая величие Божие, он и построил храм, в котором не только здания были грандиозными, но также и все служения левитов и священников были величественными. Все это направлено было для прославления Бога и говорило о Его величии. Наряду с другими служениями, музыкальное служение также возносило достойную, подобающую хвалу Богу. Музыкальное служение – одно из составляющих храмового служения пред Ним.
Музыка – это вид искусства, в котором идеи, чувства, переживания выражаются ритмически и интонационно организованными звуками. Музыка подразделяется на вокальную и инструментальную. Инструментальная музыка – это игра на различных музыкальных инструментах. Вокальная музыка – музыка человеческого голоса, пение. Песня – сплав поэзии и непосредственно музыки.

Что же говорит Библия о музыке?
Гармония творения, в том числе и музыкальная, заложена в природе самим Творцом еще до создания человека. На пятый день Бог сотворил «всякую птицу пернатую по роду ее», читаем мы в первой главе книги Бытие. Безмолвньй мир наполнился чудесной музыкой птичьего царства. Господь велик! Господь царствует! Потому тверда вселенная, потому возвышают реки голос свой и сильные волны морские; и звери и всякий скот, и птицы крылатые хвалят Творца. Окружающий мир не безмолвствует, но говорит о Его славе. В храме природы прославляется царствующий в ней Господь! И увидел Бог, что это хорошо.
Человек, венец творения, получил от Бога самый совершенный музыкальный инструмент – певческий аппарат. Обладая совершенным музыкальным слухом и голосом, Адам, видя красоту всего окружающего, слыша прекрасную хвалу Богу от птиц поднебесных, проникшись чувством благодарности Творцу, в благоговении мог запеть: “Великий Бог, когда на мир смотрю я...”, и с великим восторгом воскликуть: “Как Ты велик!”
Но не только голосом, не только вокальной музыкой обладает человечество. Бог наделил человека также способностью и к инструментальной музыке. Первые главы Библии рассказывают, что со времен седой древности люди использовали музыкальные инструменты. Иувал был отец всех играющих на гуслях и свирели. (Быт. 4:21). И вся история говорит нам о том, что музыка всегда сопровождала людей. Она использовалась в обыденной жизни, на праздниках и пиршествах, при коронации царей, при праздновании победы, при чествовании героев. Такое широкое применение музыка имеет потому, что она является наилучшим средством выражения духовного и душевного состояния человека, его эмоций и настроений, причем может передавать самые тончайшие оттенки переживаний души и их измененний. Состояние торжественности, возвышенности, радости, веселия или наоборот горя, печали, тяжесть утраты. “Внутренность моя стонет..., как гусли” (Ис. 16:11). То, что так трудно поддается описанию словами, может выразить музыка, используя богатство красок, тембров, звуковысотных и интонационных характеристик инструментальных звуков. “Если бы все, что происходит в душе человека, можно было передать словами, музыки не было бы на свете,” – говорил русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.
Созерцание Божьего величия, преклонение пред Творцом, благоговение и поклонение, восторженное благодарение спасенной души тоже может показать в своих образах духовная музыка. Поэтому использовалась музыка и при служении перед Богом.
При выходе из Египта, когда народ израильский, пройдя через Чермное море, был спасен Господом, “Моисей и сыны Израилевы воспели Господу”. Затем эту радостную песнь продолжили Мариам-пророчица с женщинами под звуки тимпанов (Исх.15:20-21). Верою, при восклицании народа и трубного звука, пали стены Иерихона (И.Нав. 6:20), при духовом оркестре из трехсот труб, Бог даровал победу над мадианитянами небольшому войску Гедеона (Суд. 7 глава). При принесении всесожжений и мирных жертв священники использовали серебряные трубы. При перенесении ковчега “Давид и все сыны Израилевы играли пред Господом на всяких музыкальных орудиях из кипарисового дерева, и на цитрах, и на псалтирях, и на тимпанах, и на систрах, и на кимвалах.” (2Царств 6:5). Под звуки музыкальных инструментов Господь наполнял своих служителей духом пророчества (4Царств 3:15), при действии Духа Святого через инструментальную музыку злой дух отступал от Саула (1Царств 16:23). Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами.
Но наибольшего развития и величия музыкальное служение достигло во времена храма Соломона. В служении при освящении храма кроме других музыкальных инструментов принимал участие духовой оркестр из 120 труб (2Пар. 5:12). Из тридцати восьми тысяч левитов четыре тысячи, обладающие соответствующими способностями, были отделены для прославление Бога на различных музыкальных орудиях (1Пар.23:5). Они обучались музыкальному искусству опытными и талантливыми преподавателями и “день и ночь они обязаны были заниматься искусством своим” (1Пар. 9:33) В Божием храме через звуки музыкальных инструментов прославлялся Господь, подчеркивалось Его могущественность и величие. Храмовое служение приобретало большую торжественность и стройность. Все говорило о Его славе.
В ходе истории служение Богу в Израиле претерпевало различные периоды: времена близкого общения с Богом и торжественных, благословенных богослужений, а также периоды отступления, застоя и упадка, когда двери Дома Господня запирались, прекращались жертвоприношения и служения. Когда же вновь отворялись двери храма, вновь возобновлялось и музыкальное служение.
Езекия в первый же год своего царствования восстановил храмовое служение. Вместе с этим было восстановлено также служение музыкантов. “И поставил он левитов в доме Господнем с кимвалами, псалтирями и гуслями и цитрами... И стали левиты с музыкальными орудиями и священники с трубами. И в то время, как началось всесожжение, началось и пение Господу, при звуке труб и орудий” (2Пар. 29:25-27).
Не просто всесожжение, не только с пением, но и с музыкальным сопровождением. И это было угодно Господу, более того, такова была Его воля. Самим Богом было установлено музыкальное служение в храме. Езекия поставил левитов для служения на музыкальных орудиях не по своему усмотрению, но исполняя Божий закон, согласно Божьего плана, исполняя Его волю, “по уставу Давида и Гада, прозорливца царева, и Нафана пророка, так как от Господа был устав этот через пророков Его” (2Пар. 29:25). Асаф, призывая народ Божий славить Господа пением и музыкой, подтверждает, что в этом есть воля Божия: “Возьмите псалом, дайте тимпан, сладкозвучные гусли с псалтирью; трубите в новомесячие трубою, в определенное время, в день праздника нашего; ибо это закон для Израиля, устав от Бога Иаковлева” (Пс.80:1-5). Это закон. Закон Божий.
И богобоязненный народ Божий, исполняя Божественные установления, прославляя Его, использовал в своем служении различные виды струнных, духовых и ударных музыкальных инструментов. И Бог, отвечая взаимностью, обильно благословлял их.
Рассматривая ветхозаветний период, следует отметить, что
• музыка была неотъемлемой частью служения пред Богом;
• храмовое музыкальное служение было строго и четко организовано;
• служение это было установлено Богом и было угодно Ему.

Новый Завет не описывает так подробно и досконально музыкальное служение первоапостольской церкви, поэтому поверхностно читающие Евангелие, утверждают, что музыка в апостолькое время не применялась, так как о ней ничего не сказано в Новом Завете. Так ли это?
Бог вчера и сегодня и во веки тот же. Если в Ветхом Завете Бог сам установил служение музыки, то почему Он будет против такого же служения в новозаветней церкви?
Поучая коринфян о порядке новозаветнего служения и о духовных действиях в церкви, Павел задает вопрос: “И что же братия?” Иными словами: так как же должно происходить духовное служение в церкви? И тут же дает ответ на этот вопрос: “Когда вы сходитесь и у каждого из вас есть псалом...” (1Кор.14:26). Наряду с поучениями, откровениями, пророчествами, истолкованиями, “у вас есть псалом”. Среди других служений и духовных действий у вас есть и музыкально-певческое служение. В послании к церкви в Ефесе, апостол Павел более детализирует это служение, призывая исполняться Духом, назидая самих себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая Господу (Еф. 5:19). Псалом, славословие, духовные песнопения. Поя и воспевая.
Еврейское слово “мизмор”, которым обозначены 57 поэтических произведений псалтиря, обозначает пение с музыкальным сопровождением. В русском тексте – псалом. Греческое слово “псалмос”, от которого происходит русское название псалом, означает: 1. натягивание лука; 2. игра на кифаре; 3. пение с сопровождением. Григорий Нисский (ок. 329-390гг.) писал: “Псалом есть мелодия, требующая музыкального инструмента.” В книге псалмов даны и названия инструментов, в сопровождении которых исполнялись такие псалмы: на струнном, на восьмиструнном, на духовых, на гефском и т.д. А как понять выражение “поя и воспевая”? В английской Библии эта фраза звучит как “поя и делая (производя) мелодию”. “Пяючы i iграючы” – переведено по-белорусски. В греческом тексте слово “воспевая” дано производным от слова “псалмос”. Поя и “псалмодируя” или играя, аккомпанируя.
Первые христиане, читая послания апостола Павла, понимали, что псалом – это песнь, для которой необходимо музыкальное сопровождение и принимали призыв апостола петь и играть во славу Божию. Конечно, тяжело представить, что в условиях гонений, первые христиане, собираясь в катакомбах, имели на своих собраниях большой духовой или симфонический окрестр. Тем не менее именно в то время Библия говорит о музыкальном служении в церкви. И возможно как раз их, христиан, с радостью принимавших гонения за Христа, апостол Иаков призывает выражать свою радость пением псалмов (Иак. 5:13). Если музыка не использовалась в первоапостольской церкви, то апостол мог бы сказать проще: пусть поет Господу. Но Иаков уточняет: пусть поет псалмы, т.е. песни, которые требуют музыкального инструмента. Весел ли кто, пусть славит Господа голосом и музыкой.
Не только во времена Ветхого Завета использовалась музыка, не только в Новозаветнее время Библия призывает к инструментальному служению, – музыка есть и на небе. Приход Господа за своей невестою будет сопровождаться звуком трубным, звуком Божией трубы (1Фес. 4:16), которая совершеннее самых современных труб известнейших фирм. Библия не говорит будет ли это звук трубача-солиста или же торжественный марш целого духового небесного оркестра. Важно отметить, что у Бога есть труба, что на небесах используются духовые и другие музыкальные инструменты, и под их аккомпанемент и на небесах прославляется Господь. “Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель,” – поют небожители под звуки Божиих гуслей (Откр. 15:3). И на небе музыка выражает величие Божие и говорит о Его славе.
Новозаветняя церковь периода благодати должна быть выше, величественнее ветхозаветнего храма периода Закона. Музыкальное служение в храме Соломона было торжественно, величественно и благословенно Богом. “И когда загремел звук труб и кимвалов и музыкальных орудий, и восхваляли Господа... тогда дом, дом Господен, наполнило облако, и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий.” (2Пар. 5:13-14) Слава последнего храма должна быть больше, нежели прежнего. Если же служение смертоносным буквам закона было так славно, то не гораздо ли более славно должно быть служение Духа? Если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Если ветхозаветние левиты и священники должны были славить Бога на музыкальных орудиях в храме по должности, по закону, то насколько благословеннее должна быть музыка новозаветнего царственного священства среди искупленного народа для славы Христа не по букве закона, но от души, под благословением Святого Духа. Новый Завет существенно расширяет понятие храма. Это не только комплекс храмовых сооружений или церковное здание. Новозаветний храм – это собрание искупленного Божьего народа. И даже каждый отдельный христианин является храмом Духа Святого. И в этом отдельно взятом храме должно происходить индивидуальное служение. В том числе и музыкальное. Поэтому когда вы сходитесь у вас уже есть, пение, есть музыка от сердца идущие для славы Господа. А если на небесах, в вечности, имя Господа прославляется под инструментальный аккомпанемент, то и на на земле такое же служение будет благословенно Им.
Имея надежду на Бога Христовой церкви последнего периода необходимо действовать с великим дерзновением, чтобы музыкальное служение было действительно духовным и, равно как и все другие служения церкви, возвещало о Божией славе, доколе сам Господь, при гласе архангела и трубе Божией сойдет с неба, чтобы и в вечности наша музыка слилась с музыкой небожителей для славы Его.

Александр Монтик
 ID
 







 
© Powered by TSB News v.1.1beta6.2