Д. И. Чопчик
Побеждать искушения
Жизнь по духу - победа над искушениями
От Божественной силы дано христианину все необходимое для
жизни и благочестия. Дух Святой открывает ему и глубины Божий, учит
всему, что говорил Христос, дарует способность соображать духовное с
духовным, жить но духу среди искушений на земле. Бог Духом Своим
обновляет прежде всего внутреннего человека - духовную сущность его для
жизни новой во Христе. Но эта жизнь проходит в борьбе с искушениями.
О духовной сущности человека
"Славлю Тебя потому, что я дивно устроен",- восклицал
торжественно псалмопевец Давид. И каждый здравомыслящий человек
согласится с тем, что он дивно устроен. Еще во времена Давида было
известно, как созидается человеческий организм (Пс.138:13-16). В
последующем учеными тщательно собирались сведения о человеке. К
настоящему времени подробно описано строение человеческого тела в
анатомии, клеточные структуры в гистологии, функция их в физиологии,
душевная деятельность в психологии и т. д.
Библия говорит о коренном отличии человека от других
творений на земле. Если мир растений и животных произвела земля по слову
Божьему, провозгласившему: "Да произведет земля...", то человек
сотворен Богом.
В книге Иова читаем: "Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь" (Иов.33:4).
Но прежде, чем был сотворен человек, состоялся совет
Святой Троицы и вынесено решение: "Сотворим человека по образу нашему и
по подобию нашему и да владычествует он..." (Быт.1).
"И создал Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душею живою".
Бог создал материальный, великолепный организм для
человека, в котором воплотил вечное, духовное на земле и таким образом
человек стал причастным не только к материальному миру, но и духовному
вечному миру.
О Духе мы можем судить на основании тех свойств,
проявлений, действий, которые записаны в Библии (Ис.11). Это дух
премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия, правды и
истины. "Светильник Господень дух человека, испытывающий все глубины
сердца" (Пр.20:27).
Взаимосвязь духа, души и тела представляет тайну для
человека. Э. Кант считал, что самая сущность души - мысль, воля, чувства
- не поддаются исследованию приборами и аппаратами. К ним можно
применить только внутренний опыт, связанный с верою в божественное
откровение. Тертуллиан представлял себе душу как сосуд для духа, а тело -
дом для души. Ириней объяснял душу как посредницу между духом и телом, а
II. Рогозин считал душу связующим звеном между ними. По мнению
Воино-Ясенецкого тело роднит человека с природой, душа - с животным
миром, а дух - есть бессмертная сущность человека.
Но обратим внимание на слова великого ученого древности,
богобоязненного Иова, сказавшего: "Я знаю, Искупитель мой жив... Я во
плоти моей узрю Бога, я узрю Его сам" (Иов.19:25). Из этих слов
убеждаемся, что человек, ставший душою живою является личностью и
осознает себя во своей плоти в единстве с ней. От Адама сеется тело
душевное, т. е. единое с душою. Душа не есть нечто обособленное от тела
на земле. Написано "стал человек душею живою", а не "получил душу". Дух
человека и его душа - это духовная сущность, внутренний человек, а тело
есть материальная сущность - внешний человек. Поэтому человек -
неповторимая индивидуальность, как бы одним полюсом связан с земным
миром, посредством тела, а другим - с небесным, духовным миром
посредством духа.
В Библии мы находим много интересных фактов о сущности
человека. Ему свойственны духовные функции: разум, воля, чувства,
совесть.
Разум. Господь дает разум. Человеку свойственны
проявления разума: мышление, намять, сознание, рассудок, самосознание,
жажда знаний, умственные способности познания материального и духовного
миров, интеллект.
Память, воспоминания о делах и событиях, невозможно
объяснить одними центрами мозга. В клетках мозга совершается непрерывный
обмен атомов, молекул, а намять сохраняется, притом вечно (Откр.20:12).
Благодаря памяти человек сохраняет информацию, воспринимаемую из
духовного мира духом своим, и из материального мира органами чувств
(Рим.1:20; 1Кор.2:12).
Далеко не все то, что человек видит и воспринимает,
соответствует сущности. Например, мы видим, что солнце вращается вокруг
земли, а на самом деле - наоборот. Но благодаря разуму человек способен
рассуждать, формировать представления, понятия, умозаключения. Он может и
должен размышлять о Слове Божием, о Христе, о вере (Пс.1; Евр.12:3), о
будущей своей участи (Откр.21:47). О духовном детерминизме разума
говорит Библия (Пр.2:6) и опыт. Как духом, так и разумом мы можем во
мгновение ока перенестись за тысячи километров, в знакомые места и там
пребывать мысленно; мы можем уйти в прошлое и видеть себя в детстве; мы
можем прийти к воротам вечного города на новой земле. Но особенно важно
чаще бывать у Голгофского креста.
Такие способности человека как одаренность, интуиция,
воображение, представление событий, переходящее нередко грани видимого
материального, проникающее в сверхъестественное, невозможно объяснить
только процессами в головном мозге. Но Бог желает, чтобы человек не
только воображал сверхъестественное, вечное, но и стал его участником
(Ин.3:17).
Воля. Человеку дана воля для того, чтобы
добровольно исполнять волю Божию, разумно владычествовать над землею и
всеми ее произведениями (Быт.1:20), чтобы ставить задачи, цели и
контролировать свои же мысли и поступки и т. д. Библия учит жить но воле
Божией, исповедовать Христа, самому добровольно избрать кому служить
(Ис.Нав.24:14-15; 1Петр.4:2; Ин.4:40).
Чувства. Только человеку присуща богатая гамма
чувств. Чувство страха Господнего, крепости, истины (Ис.11:3-4), а
следовательно, ответственности, долга, правды и неправды, чувства добра,
любви и ревности, чувства вечного будущего, томительного одиночества
без Бога (Еккл.4:1-4); чувства радости, терпения, стыда, сострадания
или, напротив, горя, гнева, эгоизма, презрения и т. п. Весь этот
богатейший "арсенал" чувств человека невозможно объяснить функцией
нескольких органов чувств, которыми располагает тело, или центрами
эмоций тем более, что попытки локализовать эмоции в каких-либо центрах
головного мозга не увенчались успехом.
Все помыслы, чувства, эмоции, решения человека, а также действия его Бог соподчинил совести.
Совесть одобряет или осуждает наши мысли, слова,
укоряет даже тогда, когда никто не видит и не знает наших поступков,
контролирует наши желания, действия..., и хорошо, когда совесть не
сожжена и не уснула. Ибо совесть - страж души человека.
Тело человека исследовано наиболее подробно. Но, несмотря
на несомненные достижения в изучении человеческого тела, все же разум,
мышление, волю, совесть, поступки человека невозможно объяснить одними
химическими или биофизическими процессами в головном мозге - этом
регуляторе жизненных функций тела, хотя они, несомненно, имеют место.
Матери, ласкающей своего ребенка, мы могли бы объяснить: ваше отношение к
дитяти - результат определенных реакций в мозге, но она ответит: нет,
любовь побуждает меня к этому. Человеку, исполняющему свой долг, мы
могли бы попытаться объяснить то же взаимодействием центров головного
мозга и электрическими явлениями в нем. Но он скажет: долг и совесть моя
побуждают меня поступать благоразумно.
Св. Писание советует предоставить возможность Богу
освятить нас во всей полноте, чтобы наш дух, душа и тело во всей целости
сохранились без пятна и порока в пришествие Господа (1Фес.5).
Внешний наш человек - тело, временно состоит из праха и в
прах возвращается, т.е. распадается на элементы, из которых оно
сотворено, ибо тление не наследует нетления; с земным телом мы,
верующие, должны рано или поздно расстаться, а в конце веков облечься в
повое тело сообразно славному телу Господа Иисуса.
Иная участь ждет неверующих - вечное отчуждение от Бога,
мучение в озере, горящем огнем и серою, где, по образному выражению
Христа, червь не увядает и огонь не угасает. Ибо они идут туда со всем
багажом своих греховных мыслей, слов, дел, не прощенных Христом и
неизгладимых из памяти.
Трагедия грешника состоит в том, что он - пленник сатаны, и вместе с ним уже осужден на вечные мучения.
Но Иисус Христос пришел, чтобы освободить и привести
каждого живущего на земле во славу Отца Небесного. Он желает быть
пастырем бессмертных наших душ (1Петра.1:9). Нам же следует любить Бога
всею душою, душою обращаться к Богу, душою благословлять Бога (Втор.4:9;
30:10) и стараться не погубить душу свою.
Бог желает иметь постоянное общение с душою человека и
спасти его. "Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех
человеков". Им же представлено на земле время взыскать Бога, покаяться
и, родившись свыше, верою достигать спасения души. Ибо кто не родится
свыше, ни может войти в Царство Небесное. Только с рождением от Бога
верующий становится дитем Божиим - наследником Его Царства. И только
рожденный от Бога христианин является истинным христианином, живущим по
духу.
Интеллектуальная деятельность христианина
обширна и богата; она не ограничивается только пределами видимого,
материального, а проникает в духовные сферы, в необозримое будущее.
Написано: "не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило на сердце
человеку, что приготовил Бог любящим Его"... "А нам Бог открыл это Духом
Своим; ибо Дух проникает и глубины Божий..., но мы приняли не духа мира
сего, а Духа от Бога, что и возвещаем не от человеческой мудрости,
изученными словами, но изученными от Духа Святого, сообразуя духовное с
духовным... Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия и не
может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный
судит о всем, а о нем судить никто не может. Ибо кто познал ум
Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов" (1Кор.2:9-16).
С рождением свыше преображается ум,
мышление, разум человека Духом Святым и Словом. Отец Небесный дает Духа
премудрости и просвещает очи сердца к разумению Писаний. Разумом
христианин усваивает все, что от Духа. Дух Святой приводит в согласие
дух и разум, делает разум духовным, послушным Христу. Он очищает и
обновляет дух и ум или, как написано в пророчествах, дает новое сердце и
новый дух. Дух учит воспринимать и усваивать истину из Божественного
источника - Библии, дает силу отвергать нечестие и мирские похоти, чтобы
целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке. Духом своим
христианин поднимается над нечестием и плотскими помышлениями и входит в
область праведных и совершенных духовных помышлении - помышлений о
горнем.
Но Евангелие свидетельствует, что, любя, мы
исполняем весь закон. Не трудно убедиться, что любовь сама по себе
исполняет весь закон. Любовь не позволяет поклоняться иным Богам, или
произносить Имя Господа напрасно; любовь не разрешает делать ближнему
зла. Можно научиться добрым правилам поведения, изучить книги по этике,
но, если разум не будет освещен и сердце наполнено любовью Божией, мы
вежливыми и морально приукрашенными будем внешне, а в помышлениях,
внутренне- исполнены неправды и эгоизма.
В разуме, занятом любовью, трудно лукавому
сеять зависть, гнев, ложь и др. Сердце исполненное любовью, проявляет
добро, терпимость, кротость, искренность в словах и в действиях. Ап.
Павел зная, что любовь превыше любых других даров, ибо она роднит
верующих со Христом, молился о верующих, чтобы любовь их возрастала, а с
ней и познание, чистота и праведность: "...молюсь о том, чтобы любовь
ваша еще более и более возрастала в познании и во всяком чувстве, чтобы,
познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,
исполнены плодов праведности Иисусом Христом во славу и похвалу Божию"
(Фил.1:7-11). Это необходимо, чтобы не увлекаться всяким ветром учения,
по лукавству человеков, которые могли бы отрицательно влиять на разум, а
истинною любовью возрастать в Того, Кто есть Глава Христос.
Целомудрие. Это благоразумное,
полное обладание разумом. Рожденный свыше христианин отличается от
других людей целомудрием, благоразумием, здравым разумом. Это от Бога,
как написано: "Я премудрость обитаю с разумом. Господь имел меня началом
пути Своего, прежде создания Своих, искони; Я родилась, когда еще не
существовало бездны, когда еще не было источников обильных водою...
когда Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной"
(Пр.8). И можно ли сравнить премудрость Божию с человеческими
мудрствованиями, блуждающими от одних гипотез к другим в объяснении
упомянутых в этом тексте истин.
Слово Божие умудряет, просвещает. И хорошо,
когда человек имеет возможность с детства получать наставление в Слове,
как Тимофей. Ап. Павел напоминал ему: "При том же ты с детства знаешь
Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою в
Иисуса Христа". Все Писание богодухновенно и полезно на наставления, для
научения (2Тим.3:15-16). Поэтому так важно в смирении и простоте сердца
с послушанием вникать в Слово Божие, которое вразумляет простых.
"Откровения слов Твоих просвещают и вразумляют простых" (Пс.118:130). На
страницах Писания премудрость провозглашает: "примите учении мое, а не
серебро; лучше знание нежели отборное золото, потому что мудрость лучше
жемчуга "ничто из желаемого не сравнится с нею...". Я хожу по пути
правды, но стезям правосудия, чтобы доставить любящим Меня существенное
благо и сокровищницы их Я наполняю" (Пр.8:10-11, 19-20).
Прерывание мыслей. Сатана мобилизует
всех демонических духов, чтобы пробраться к разуму и отвлечь от
духовных помышлений. Духи забрасывают чуждые христианину мысли; их можно
уподобить камням, бросаемых в тихую гладь воды озера. И тогда по глади
воды вздымаются волны, которые распространяются вокруг. На тихую гладь
содержательных, чистых мыслей враждебные духи внезапно забрасывают
помыслы о чем-то и захватывают ими весь разум, вытесняя помышления
духовные. Фон благодарных помышлений вдруг прерывается, и начинаются
мысли о каком-либо событии, предприятии, незавершенном деле, мысли о
ком-то и не обязательно нечестивые, но зато тревожащие, чисто плотские,
завистливые. Сатане не важно, какую мысль забросить в разум, важно
нарушить и разрушить их, преподнести мысли самомнения о личном
достоинстве. "Я лучше, достойнее других" или "Я способнее других" и др.
Он может нарисовать и представить в мыслях разные образы действий и
представлений, порой приятные, но греховные. И если христианин не
бодрствует в разуме своем над помышлениями, врагу удается многократно
прерывать помышления, разрушать их и мешать сосредотачиваться.
Не только злые помыслы, но и, казалось бы,
приемлемые для человека мысли сеет сатана, чтобы совратить его с прямого
пути спасения. Так случилось с Ананием и Сапфирой, Симоном. Лукавый
побуждает вторгаться во что-либо, чего не знаем, к поиску чего-то
нового, взамен вечного, к увлечению каким-либо учением и др. Он не
только сеет помыслы, но и крадет добрые мысли. Обворовывает он особенно
ловко: приходит и уносит доброе слово, посеянное в разуме еще до того,
как оно прижилось. И, прежде всего, крадет семена Слова Божьего, зная,
что Слово благовествования Христова - есть сила Божия ко спасению
всякого верующего.
Чуждые учения. Для искушения враг
души использует различные человеческие учения, светскую литературу,
искусство, наводняющие сегодня мир. В своих произведениях писатели
излагают и свои философские взгляды, основанные на своих вымыслах. Они
не раскрывают основные жизненные вопросы о сущности человека, что он -
грешник, о спасительной благодати Божией, не приводят ко Христу, дающему
прощение, освобождение и жизнь вечную. Далеко не всегда литература и
искусство служат для воспитания высокой нравственности. Как сказал
Чингиз Айтматов, в литературе нет персонажей, которым можно бы полностью
подражать. И это понятно. Ведь пишут, выдвигают идеи, выдумывают образы
грешники, ходящие по стихиям мира, находящиеся в тени смертной греха,
не принявшие Христа и не просвещенные Словом Истины. По определению
Иисуса Христа "они слепые вожди слепых". А если слепой водит слепого, то
оба упадут в яму.
И не только лжеучителя повинны в том, что
путь истины будет в поношении, а сами неутвержденные души будут
увлекаться разными учениями, о чем также предупреждает нас Библия: "Ибо
будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим
прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от
истины отвратят слух и обратятся к басням" (2Тим.4:3-4). Это диавол
подходит с ложным толкованием Писания, как подходил и ко Христу в
пустыне. Первоначальная его задача - посеять сомнение, двоящиеся мысли с
тем, чтобы поколебать веру, ослабить духовное состояние верующего. В
дальнейшем не трудно совратить его полностью, ибо "человек с двоящимися
мыслями, не тверд но всех путях своих" (Иак.1:8).
Прежде всего, она напоминает: "Ибо все вы
сыны света и сыны дня; мы не сыны ночи, ни тьмы. Итак не будем спать,
как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться" (1Фес.5:5-6). Эти слова
говорят о необходимости быть активными, не дремлющими и не спящими
христианами, а бодрствующими, ходящими во свете Слова Божиего; быть
трезвыми, разумом настроенными на откровения Божий и помышляющими о том,
что угодно Богу. Не ожидающими пассивно указании как поступать в каждом
самом малом случае жизни, а активно пользующиеся просвещенным и
обновленным разумом в исполнении воли Божией. Постоянно сосредоточенными
на богоугодных, духовных помышлениях, как написано: "Наконец, братия
(мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что
любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том
помышляйте, чему научились, что приняли и слышали во мне, то
исполняйте,- и Бог мира будет с вами" (Фил.4:8-9).
Библия говорит рожденным свыше христианам:
"О горнем помышляйте, а не о земном, ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта
со Христом в Боге" (Кол.3:2-3). Там, где сокрыта жизнь, там должны быть
сокрыты помышления. А это сферы духовные, а не земные. Но помышления
духовные и жизнь по духу возможны лишь тогда, когда Дух Христа живет в
нас. На земле такая жизнь имеет свои закономерности: "И кто сохраняет
заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас,
узнаем по духу, который Он дал нам". При таких условиях формируются
помышления духовные. И тогда христианин способен Духом умерщвлять дела
плотские еще до их проявления. Но, необходимо различать помышления
плотские от помышлений о плоти, помышлений о земном и соответствии с
обычаями мира сего, от помышлений о земле, на которой обитаем мы, и
многие другие. Мы должны мыслить и заботиться о том, чтобы питать и
греть вверенную нам плоть, мы должны помышлять о земле, ее плодородии,
сохранности, помышлять также о том, как указать грешникам путь спасения.
Библия советует: "учениями различными и
чуждыми не увлекайтесь". "Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас
философиею и пустым обольщением, но преданию человеческому, по стихиям
мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно"
(Кол.2:9). Строгое предупреждение имеется в отношении тех, кто
преступает учение Христово: "Кто приходит к вам и не приносит сего
учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его; ибо
приветствующий его, участвует в злых делах его" (2Ин.10-11). Не
приносящие учения Христова несут свои лжеучения, свои вымыслы. И следует
оберегать разум от засорения мыслями, чуждыми учению Христа и Его Духу,
категорически отвергать различные чуждые учения.
"Итак, будьте благоразумны и бодрствуйте в
молитвах" (1Пет.4:7). Невозможно в борьбе духовной надеяться на свои
силы, способности, авторитет. Силу для побед дает Господь по молитве
нашей. Она зависит от того, насколько бодрствуем в молитвах. И чистота
мыслей, благоразумие прямо зависит от молитвенного общения. Молитва
настраивает и приводит разум в единство со Христом. Совет "будьте
постоянны в молитве, бодрствуйте в ней с благодарением" дан для того,
чтобы молитвенное общение не прекращалось ни на один день, но чтобы
сердца и помышления были направлены к постоянному общению с Господом.
Тогда не останется в разуме ни малейших удобных плацдармов, где могли бы
оказаться пираты сатаны для атак на помышления. А если где-то проникнут
злые помыслы тайно, Бог очищает по молитве, чтобы они не возобладали
(Пс.18:13-14).
Различные ветры учений проникают в разум по
радио, с экранов телевизоров и других мест. Поэтому необходимо быть
особенно осторожными, поступать не как неразумные, а как мудрые, дорожа
временем, не тратя его понапрасну, потому что они лукавы. Многие
программы несут хитрое искусство обольщения для души и ничего не дают
для утверждения ее в вере. Библия советует: "препояшьте чресла ума
вашего" истиною Слова Божиего", "дабы мы не были более младенцами,
колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения по лукавству
человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью в Того,
Кто есть глава - Христос" (Еф.4:14-15). И да поможет нам в этом Господь.
Все что относится к своеволию собственного
"я" у христианина сораспято со Христом и живет теперь в нем Христос. Со
дня сораспятия "Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему
благоволению". Но это не значит, что воля верующего аннулируется. С
этого времени воля его находится в гармоничном единстве с Божией волей.
Она проявляется лучше и совершеннее потому, что не ограничивается
земным, а простирается в вечность, в небо, где Христос одесную Отца.
Неверующему это непонятно и кажется странным; он не может разуметь,
потому что об этом надобно судить духовно, сообразуя духовное с
духовным. А христианин с первого дня уверования начинает исполняться
познанием воли Божией во всякой премудрости и разумении духовном
(Кол.1:9). Воля его раскрепощается от рабского подчинения греху в
свободу славы сынов Божиих; от низменных, плотских оков к высшим
духовным целям, к свободе во Христе. Его воля едина с волей Божией. Это
значит, что желания его те же, что и Господни желания.
Бог вводит верующего в сферу, присущую
Царству Сына Его возлюбленного - царство Его любви. Его воли. Под
влиянием Слова Божиего и Духа Святого обновляется не только ум, но и
воля, потому что с рождением свыше верующий получает новый дух, новое
сердце и новую жизнь. И воля становится частью новой жизни - жизни по
Христу. Она укрепляется в послушании Христу. Она не дает проникнуть в
новую жизнь ничему ветхому, сораспятому со Христом, отвергает всякое
бремя и запинающий грех. Воля христианина проявляется в бдительности
перед опасностью греха, а не пассивности, равнодушии. Воля выражается в
поступках: "поступать достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод
во всяком деле благом и возрастая в познании Бога".
Улавливание в свою волю - главная
цель сатаны. Для этого он использует различные способы, но особенно
часто - ложь, которую он применил еще к первым людям. Прежде всего он
ищет контакта с человеком, чтобы дать ему пищу для размышления. Еве он
говорил: "подлинно ли сказал Бог, что не можете есть плодов?". Посеяв,
таким образом, сомнение, сатана навязал ложь: "нет, не умрете", а,
затем, приукрашивает эту ложь словами "будете как боги, зная добро и
зло". Казалось бы тут есть и доля правды, ведь это - дерево познания
добра и зла. Но вследствие такой беседы в сердце появилось недовольство,
вожделение удовлетворить плоть "И взяла Ева и ела и дала Адаму и он
ел". Воспринятая ими ложь дала плоды вожделения, непослушания,
недовольства. В результате они попали в волю лукавого, который угнал их
от лица Господнего, заставил прятаться. А когда Ног воззвал к Адаму,
этот стал противиться и обвинять Бога.
До сих пор сатана, сея ложь, повергает
человека в непослушание, противление Богу, захватывая, улавливая в свою
волю. В мире нет ни одного уголка, где бы князь его не расставил сети
для улавливания душ. Эти сети в Библии называются обычаями мира сего. Но
в них сокрыта воля лукавого. Все, живущие но обычаям мира сего,
автоматически исполняют его волю. Обычаи мира могут чем-то различаться у
разных народов, на разных континентах. Но основная канва их одинаковая:
плотские похоти и злые помыслы, ведущие к грехам и преступлениям. Они
возбуждают противление Богу.
В свои сети улавливал сатана и некогда
мужей сильных, таких как Каин, Дафан и Авиуд, Самсон, Саул и др.,
которым вырваться из этих сетей так и не удавалось. Другие же с трудом
освобождались из сетей, но оставались после этого шрамы тяжких ран:
Мариам, Давид, Езекия; но были также победители в борьбе с духами злобы
поднебесной: Иосиф, Даниил, Седрах, Мисах и Авденаго, Иеремия, апостолы.
Для всех упомянутых лиц сатана складывал свои, не похожие одна на
другую ситуации с целью сломить их волю и покорить своей воле. Его цель -
довести до слепого подчинения своей воле, заставить делать непотребства
и грехи без сопротивления.
Действие через людей. Уверовавший во
Христа прежде всего встречается с близкими ему людьми, которые, порой,
не скупятся на слова и дела, чтобы ограничить или разрушить дарованную
Богом свободную волю. Искушает сатана по-разному: уговорами, угрозами,
ругательствами, угнетениями, избиениями, изгнаниями и многими другими
способами. Нередко действует он через ближайших родственников верующего,
через домашних его. Не случайно Иисус Христос предупреждал: "враги
человеку домашние его".
"Плоть желает противного духу, а дух
противного плоти; они друг другу противятся, так что вы делаете не то,
что хотите" (Гал.5:16). Желания плотские могут подавлять не только
разум, но и волю. Они возникают потому, что во плоти может давать о себе
знать грех. Ап. Павел на собственном опыте говорит: "Доброго, которое
хочу не делаю, а злое, которого не хочу делаю. Если же делаю то, чего не
хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех". Там, где верующий
меньше всего бодрствует, где послабляется самоконтроль и воля,-
проникает сатана, чтобы покорить своей воле. И тогда желания плоти не
встречают должного волевого сопротивления. Как много людей в наше время
являются безвольными по отношению к различного рода грехам! Алкоголики,
наркоманы, развратники - это жертвы обезволенные и обездоленные сатаной.
Многие варианты действия на волю использует
сатана, чтобы уловить и направить на поступки по стихиям этого
греховного мира, на грех, на восстание против Бога. Он знает: "если
праведник отступит от правды своей и будет поступать неправедно, будет
делать все те мерзости, какие делает беззаконник, будет ли он жив? Все
добрые дела его, какие он делал, не припомнятся; за беззаконие свое,
какое делает, и за грехи свои в каких грешен, он умрет" (Иез.18:2-6). А
таких отступников, как и неверных и скверных и всех лжецов, участь в
озере, горящем огнем и серою.
Крест Голгофы воздвигнут для того, чтобы
верою распять на нем вместе со Христом ветхого человека. Через плоть
ветхого человека враг души больше всего преуспевает в порабощении воли,
грехами. Но христианин должен иметь твердое знание о том, что ветхий
человек распят со Христом. "Зная то, что ветхий наш человек распят с
Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами
греху... так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога,
во Христе Иисусе. Господе нашем" (Рим.6:6,11). И "Если духом
умерщвляете дела плотские, то живы будете".
Иисус Христос дает верующему распять
плотского ветхого человека. Но не предавать себя греху зависит полностью
от верующего, противостоять диаволу, склоняющему исполнять желания
плоти, тоже зависит от него. Однако, это не значит, что христианин сам,
один своими силами и только может справиться с ним. Без Бога, без Его
силы - это невозможно. Вот почему ап. Павел, видя противоборство
греховного в членах тела его духу, уповал на помощь Божию и благодарил
Бога Иисусом Христом, Кто силен избавлять его от тела смерти
(Рим.7:24-25). Иисус Христос переживший много на земле, знает как помочь
в искушениях. "Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и
искушаемым помочь" (Евр.2:18).
Пребывая в этих духовных добродетелях
христиан, одновременно должен избегать различных плотских увлечений,
хранить себя, чтобы лукавый не прикасался к нему. Сатана может
возбуждать и похоть ближних, чтобы вовлечь в грех, как Иосифа вовлекала
жена Потифара настойчиво, длительное время. Но Иосиф вначале
противостоял, а потом убежал от искушения. Необходимо не только
противостоять, но и бежать от искушений диавола невзирая, может быть, на
насмешки грешников, что назовут монахом или кем-то другим. Нужно
избегать плотских похотей, восстающих на душу, избегать юношеских
похотей и даже попечения о плоти не превращать в похоти, а настраивать
свою волю к тому, чтобы держаться правды, веры, любви, мира со всеми
призывающими имя Господа от всего сердца (2Тим.2:22).
Библия учит, как относиться к людям,
посылаемым сатаною сеять сомнение, колебать веру, соблазнять своими
мнениями или снами, "...есть люди, смущающие вас, и желающие превратить
благовествование Христово. Но если бы даже мы, или ангел с неба стал
благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет
анафема... Евангелие, которое я благовествовал нам не от человека, но
чрез откровение Иисуса Христа",- пишет ап. Павел (Гал.1:7-8,11-12).
Чувства же, обусловленные ненавистью, злом -
от духа злобы поднебесной. Написано: "любовь от Бога и всякий любящий
рожден от Бога и знает Бога". Кто не любит, тот не познал Бога, потому
что Бог есть любовь" (1Ин.4:7-8). Любовь, которая от Бога - есть высшее
чувство любви - божественной, чистой, искренней, нелицемерной. В
греческом тексте она называется "агапе", в отличие от плотской любви,
которая обозначена словом "эрос". Любовь к кому-нибудь, которая пленит,
увлекает, считается страстью. Такое чувство любви дозволено только между
супругами. Но и у них она должна согласовываться с высшей степенью
любви, ей подчиняться и ею руководствоваться.
На базе любви у христианина формируются и
другие чувства, которые можно назвать положительными: чувства добра,
сострадания, сочувствия, милосердия, смирения, снисхождения,
сопереживания, терпения, радости, дружбы, братства, единства,
уверенности, взаимного назидания, жажды к Богу, Его слову, общения,
приятного ожидания встречи с Господом и с ближними.
Дух Божий говорит: "У вас должны быть те же
чувствования, что и во Христе Иисусе". Он смирил Себя, был послушным
Отцу до смерти крестной. Христос явил любовь, сострадание, милосердие,
благо, благодать Отца Небесного людям. Вот почему и чувства
возрожденного христианина обновляются Духом Святым и озаряются любовью
Божией, добром, милосердием, состраданием, смирением. Слово Божие
советует христианину старательно заботиться о чистоте и искренности
чувств. "Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в
милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя
друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос
простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть
совокупность совершенства; и да владычествует в сердцах ваших мир Божий,
к которому вы призваны в одном теле; и будьте дружелюбны" (Кол.3:2-15).
Дух Сына Божия, наполняющий очищенное от
греха и зла сердце, преобразует не только разум, но и чувства, освещая
лучами Своей любви и согревая теплом Своей доброты. Сердце наполняет
радость, по слову Иисуса: "Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас
пребудет и радость ваша будет совершенна" (Ин.15:11). Чувства
христианина прекрасны и о прекрасном. Но это не значит, что чувства его
настроены только на мажорную гамму. Иисус Христос предупреждает: "в мире
будете иметь скорби". Сам Он переживал на земле скорби и тоску. Иисус
взял в Гефсиманию с Собою Петра, Иакова, Иоанна и начал ужасаться и
тосковать. И сказал им: "душа Моя скорбит смертельно" (Мф.14:33-34). У
гроба Лазаря Иисус, увидев Марию и пришедших с нею Иудеев плачущими. Сам
восскорбел Духом и возмутился. Иисус прослезился (Ин.11:33-35).
Находясь в состоянии скорби, Иисус прилежнее молился. Три раза в
Гефсиманском саду Он в молитве изливал тоску и скорбь души Отцу.
Не тоскуй ты душа дорогая,
Не печалься, но радостна будь,
О, поверь, жизнь настанет другая,
Любит нас Сам Господь - не забудь.
Уповай ты на Господа Бога
И почаще молися в тиши,
И утихнет на сердце тревога,
И получишь покой для души.
Чувства рожденного свыше христианина далеко
не всегда являются простыми, а приобретают, нередко, эмоциональную
окраску, доставляют волнение и переживание. Чувство радости при встрече
со Христом, прощения, торжества о спасении, долга в служении ближнему и
удовлетворения при исполнении этого долга, братского общения,
уверенности несравненно дороги для каждого истинного христианина. И не
удивительно, если эти чувства переживаются с волнением, эмоционально. В
благодатном их веянии проходят со временем отрицательные чувства печали,
скорби, уныния и др. И все покрывается любовью.
О некоторых молодых с предупреждением пишет
ап. Павел, что они совращаются вслед сатаны из-за плотских вожделений,
впадают в роскошь и противность Богу (1Тим. 5:15). Сегодня, как никогда
раньше, молодые становятся пленниками плотских страстей, в результате
чего свирепствует половая необузданность, развращение, блуд и извращение
чувств. В наш век атеизма и эволюционизма "они заменили истину Божию
ложью..., поэтому предал их Бог постыдным страстям..." (Рим.1:11). Все
это - следствие похотей под видом свободной плотской любви, не
контролируемой любовью свыше. Особенно пагубным является такой грех,
когда он проникает в чувства некоторых верующих.
Другой способ искушения плотскими похотями
состоит в чрезмерном попечении о плоти, в превращении его в похоти. Не
надо забывать, что диавол искусил первых людей пищей. Этим методом
искушений он пользуется всегда (Лк.6:25), побуждая поступать по обычаям
мира сего греховного: предаваться пресыщению, пьянству, сладострастию и
другими излишествами. Удовлетворение чувств, относящихся к потребностям
организма, путем излишеств, сладострастия наносит вред не только самому
искушаемому, но и церкви. В Коринфской церкви имущие ели и пили до сыта,
а другие голодные смотрели на это. Так имущие пренебрегали Церковь
Божию и унижали неимущих. Но ап. Павел осудил такое поведение (1Кор.11).
Бесконтрольное удовлетворение ненормально
возросших телесных влечений приводит людей к непотребствам и, в итоге, к
несчастью, опускает на дно морального падения. А нечестивый желает
уловить в сеть зла (Пр.12:12) и праведного, чтобы этот совершил поступок
нечестия и, таким образом, не послушался Бога. И если это случится,
духи злобы поднебесной получают возможность будоражить душу, нарушать
нормальное течение духовной жизни и побуждать к совершению греха
повторно. И если грех вовремя не будет исповедан и оставлен, притупится
чувство различения добра и зла, а грех представится безобидным, обычным
явлением. Такая потеря чистоты духовных чувств крайне опасна, потому что
ведет к гибели.
Враг души может добиваться успеха и в
другом направлении: неудовлетворением чувств голода, жажды и других,
из-за небрежного отношения к плоти, лени и нерадения. Это неприемлемо не
только потому, что "лень погружает в сонливость и нерадивая душа будет
терпеть голод" (Пр.19:15), но и потому, что "тело христианина есть Храм
Божий". А кто разрушит храм Божий, того покарает Бог. Лень противоречит
Божиему установлению относительно человека: работать и владеть землею.
Вспомним, что раба, скрывшего свой талант, Иисус Христос осудил, назвав
его: "раб ленивый, и лукавый" и велел выбросить его во тьму внешнюю, где
плачь и скрежет зубов (Мф.25:26-30).
В сеть диавола попадают также желающие
обогащаться. "А желающие обогащаться впадают в сеть и во многие
безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и
пагубу". По причине этого они уклоняются от веры (1Тим.6:9-10). В наше
время сатана преуспевает в этом, возбуждая чувства самолюбия,
надменности, превосходства. Сколько душ, уклонившись от веры, ищут того,
что не Божие, а что человеческое, что почетно в мире этом греховном. Но
Иисус Христос предупреждает: "что пользы человеку, если он приобретает
весь мир, а душе своей повредит: или кто даст выкуп за душу свою?"
(Мф.16). Она не может быть искуплена серебром или золотом, а только
кровию Христа. Ни Александр Македонский, ни Наполеон, ни Гитлер никакой
пользы не извлекли для своих душ завоеваниями, будучи похотливы на зло.
"Все что в мире похоть очей"... Как и в
прежние времена, сатана продолжает атаковать душу через зрение с той
лишь разницей, что в настоящее время использует для этого также
достижения науки - телевидение, видеомагнитофоны, зрелища, дискотеки и
др. Под его руководством организовано немало увеселительных мест для
житейских временных наслаждений. Но такие наслаждения Иисус Христос
сравнивает с терниями, подавляющими действие Божиего Слова. "А упавшее в
терние это те, которые слушают Слово, но отходя, заботами, богатством и
наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода" (Лк.8:14).
"Все что в мире "гордость житейская".
"Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых,- грех"
(Пр.21:4). Вот почему культивирование в этом мире чувства гордости не
всегда оборачивается добром для человека. Если дать место диаволу, он
разовьет на почве чувства гордости чувства самомнения, превосходства,
себялюбия, эгоизма, надменности. Следует обратить внимание, что не
является пороком, когда мы хорошо одеты, или обладаем знаниями, или
хороши сами по себе. Грех начинается с чувств гордости, что мы лучше
других, умнее других, выше других, иначе говоря, другие - ниже,
недостойнее, хуже нас, грешнее нас. Производными гордости являются
другие отвратительные чувства неприязни, недоверия, презрения, вражды,
гнева, ненависти. В результате появляется недовольство,
раздражительность, ярость, крик, злоречие со всякою злобою, желание
мщения. Мир греха, где княжет сатана, имеет девизом своим мщение, в то
время, как девиз христианина - прощение. И кто строит отношение свое к
окружающим на ненависти и мщении - не христианин, даже если он называет
себя таковым.
Особенно опасно, когда в душе появится
чувство огорчения, которое перерастает в несносящую горечь. Это может
произойти среди полного благополучия, не только по поводу какого-то
поступка ближнего, но и тогда, когда с чистых побуждений даются добрые
советы или безобидное обличение. Затаенное чувство гордости не сносит
этого. И если не избавимся от него, немедленно проявится чувство гнева и
ненависти. Это ужасно. Слова Иисуса Христа: "А Я говорю вам, что всякий
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" должны отрезвлять
каждого подавленного гневом. А то, что ненавидящий брата своего есть
человекоубийца (1Ин.3:15) должно быть принято, как серьезное
предупреждение. Мучит душу появляющееся чувство зависти. "Зависть гниль
для костей" (Пр.14:30). Она разрушает духовную жизнь. "Ибо где зависть и
сварливость там неустройство и все худое". "И если в сердце вашем
имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на
истину" (Иак.3:16,14). Зависть порождает тяжелые грехи и преступления.
Братья продали Иосифа из-за зависти. Первосвященники и старейшины
предали Иисуса Христа из-за зависти. Апостолы были гонимы из-за зависти.
А сколько неприятностей в Церквах из-за зависти!?
Завладев чувствами человека, лукавый ничуть
не жалеет его, а вводит нередко в печаль мирскую из-за чего-то
несбывшегося или обид и др. Он заставляет искать веселия в пиршествах,
пьянстве, наркотиках. Но все это лишь кратковременный эффект. В конце
концов, душа оказывается обманутой, оставленной, разоренной, наподобие
блудного сына, расточившего имение с блудницами. Появляется чувство
разочарования и безутешной тоски, подавляющей жизнь, чувство
негодования, неудовлетворенности обстоятельствами и самим собой. И если
душа не очнется, не придет в себя, и не примет волевое решение "встану,
пойду к Отцу моему", жизнь ее кончается трагически на земле и адом в
вечности. В этом конечная цель, которую преследует диавол. Он был
человекоубийца от начала, и не устоял в истине источник несчастья,
страданий, горя и горьких слез на земле.
Прежде всего, она указывает на крест
Голгофы - на Христа, вознесшего грехи и пригвоздившего их на древе.
Каждому ныне представлена единственная возможность радикально избавиться
от страстей и похотей - верою распять их на кресте Голгофы. "А те,
которые Христовы распяли плоть со страстями и похотями" (Гал.5:24).
Иисус Христос распял ветхого человека около двух тысяч лет тому назад. И
ветхая природа каждого с ее страстями распята тогда. В этом уверен
верующий во Христа, который "сораспявшись со Христом верою", получает
силу жить верою, противостоять диаволу верою, побеждать мир верою,
умертвить все греховное верою. Поэтому к верующим обращены слова: "Итак,
умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть,
любостяжание, которое есть идолослужение; за которые гнев Божий грядет
на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили
между ними" (Кол.3:5-7).
Особенно строгое предупреждение слышим
против блуда. "Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть
вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что
тела ваши суть храм живущего в вас Духа, Которого имеете вы от Бога, и
вы не свои" (1Кор.6:18-20). "Ибо знайте, что никакой блудник, или
нечистый или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет
наследия в Царстве Христа Бога" (Кор.5:5).
Иисус Христос предупреждает также против
стяжательства, излишнего обогащения: "Не собирайте себе сокровищ на
земле... ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше". Богатый и
знатный юноша отошел с печалью, когда Иисус посоветовал продать имение и
следовать за Ним. Сердце его было приковано к земным сокровищам, в
ущерб небесному, вечному. Библия говорит: "Ты же человек Божий убегай
сего, а преуспевай в правде, благочестии, вере, любви, кротости,
терпении" (1Тим.6:11). Это не значит, что среди верующих не могут быть
богатые. Им хотя и трудно войти в Царство Божие, но возможно. Человекам
это невозможно. Богу же все возможно. В истории христианства упоминаются
богатые верующие, которые внесли существенный вклад в благовествование
Евангелия. Тем не менее, в отношении богатых имеется добрый совет:
"Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы не высоко думали о себе и
уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все
обильно для наслаждения, чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми
делами, бы ли щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе
основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни" (1Тим.6:17-19).
Библия предупреждает: "Бог гордым
противится, а смиренным дает благодать" и советует "смиритесь под
крепкую руку Божию, да вознесет вас". И Он избавит от всего греховного в
мире. Примером для нас всегда должно быть смирение Спасителя Иисуса
Христа. В этой связи говорится: "Ничего не делайте по любопрению или по
тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о
себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны
быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе: Он будучи образом
Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; ...смирил Себя, быв
послушным даже до смерти и смерти крестной, посему Бог превознес Его и
дал Ему Имя выше всякого имени" (Фил.2:3-9). И на кресте мы должны
распять плотское, гордое надменное "Я", чтобы идти от креста совместно
со Христом, с "Я" смиренным и послушным Ему.
"Счастье, о какое счастье
Быть свободным от греха и зла.
Кровию святой омытым,
Чистым прославлять Христа".
Но страх Господень отводит от зла. Страх
Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не
постигнет его" (Пр.16:6; 19:23). Страх этот побуждает удаляться от зла,
приобретать мудрость, разум от Бога поступать осторожно в мире этом,
ходить непорочно перед Ним. "И если вы называете Отцом Того, Кто
нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проходите время
странствования вашего" (1Петр.1:17). Страх перед Отцом Небесным
побуждает относиться с чувством ответственности в служении Богу, страх
нарушить Его волю, страх перед любвеобильным и милосердным Отцом
Небесным.
Стыд есть внутреннее чувство, внутренняя
"Исповедь" перед совестью, укор совести о дурном поступке; в случае
последнего, совесть карает особыми, свойственными ей угрызениями.
Совесть добрая, чистая побуждает к честности помышлений и поведения, к
правдивости, чести и предостерегает против неправды, бесчестия.
Благодаря ей "честный человек и мыслит о честном, и твердо стоит на том,
что честно" (Ис.32:8).
Сознательный грех оскверняет совесть,
делает ее слабочувствительным элементом но отношению ко грехам. Тогда в
сердце появляется эгоизм, недовольство, искажается божественное понятие о
чистоте и скверне; истина Слова Божиего дополняется или заменяется
вымыслами человеков, сожженных в совести своей. Таковыми были
иудействующие христиане в апостольское время, а ныне - христиане,
опирающиеся больше на авторитеты учителей церквей, нежели на Священное
Писание. Чистота Евангелия заменяется различными обрядами,
постановлениями о второстепенных вопросах, ничего не дающих для духовной
жизни. С ними бывает точно по свидетельству Библии: "Для чистых все
чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и
ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются,
будучи гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу"
(1Тим.1:15-16). Неверность этих людей привела к осквернению совести. А с
потерей чистоты совести они стали "неспособны ни к какому доброму
делу". Произошло отступление от истины, потеря не только чистоты
совести, но и чистоты ума. В столь ужасное состояние скатывается человек
из-за греха.
Встречаются, как встречались и в
апостольское время, люди, отступившие от веры, которые вместо Божиего
назидания в вере, занимаются разными спорами, считая себя знающими
больше других, а на самом деле - впадающие в пустословие. О таких Библия
предупреждает: "Ибо есть много непокорных пустословов и обманщиков,
особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста; они развращают
целые домы, уча чему не должно из постыдной корысти"
(Тит.1:10-11). "Имеющие вид благочестия, силы же Его отрекшиеся...
Всегда учащихся и не могущих дойти до познания истины" (2Тим.3:5,7).
Отступивши от любви и доброй совести, они уклонились в пустословие,
желая быть законоучителями, не разумея ни того о чем говорят, ни того,
что утверждают" (1Тим.1:5-7). Все эти пороки, отступления от истины
Божией совершаются но невежеству или из-за корысти тогда, когда
преобладает плотская природа ветхого человека с ее вожделениями. В силу
этого проявляются склонности и действия вопреки совести. А если совесть
порочная, то и юридические законы не всегда увенчиваются успехами.
Однако, живя в греховном мире, не следует
забывать, что мы не идеалы в помышлениях, словах и делах. Иаков прямо
говорит: "все мы много согрешаем". Согрешения же порочат добрую совесть,
нарушают нормальную духовную жизнь. Выйти победителем из такой ситуации
христианин может, если в сокрушении поспешит к великому Священнику
Иисусу Христу, Кто оставил для очищения Кровь Свою на земле. Каждый
верующий имеет эту единственную возможность для очищения. "И имея
великого Священника над домом Божиим да приступаем с искренним сердцем, с
полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести"
(Евр.10:21-22). Приступать же к чудному Священнику Иисусу Христу
необходимо в искренней молитве и с полною верой, не только наедине, но
особенно находясь в духовной молитвенной атмосфере Церкви: если ходим во
свете Его Слова и имеем общение друг с другом, то Кровь Иисуса Христа
очищает нас от всякого греха. Вот почему ап. Павел, советуя приступать к
Крови кропления Иисуса Христа, одно временно напоминает: "не будем
оставлять собрания своего", а также советует быть внимательными друг ко
другу, поощряя к любви и к добрым делам" (Евр.10:24-25). Только таким
образом можно поддерживать любовь и чувство добра, столь необходимые для
постоянства доброй совести и очищать совесть кроплением крови Иисуса.
Но мы слышим также совет: "будьте
внимательны друг ко другу". Эта способность нужна каждому христианину,
чтобы не послужить соблазном для немощных в вере. "Берегитесь однако же,
чтобы свобода ваша не послужила соблазном для немощных... но если кто
скажет вам, "это идоложертвенное", то не ешьте ради того, кто объявил
вам, и ради совести; ибо Господня земля и что наполняет ее. Совесть те
разумею не свою, а другого; ибо для чего свободе быть судимой чужой
совестью" (1Кор.10:8-9; 10:28-29). Особенно важно иметь свидетельство
доброй совести не только в среде верующих, но и в мире, независимо от
того, как относятся к нам люди. Написано, "имейте добрую совесть, дабы
тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены, порицающие ваше
доброе имя" (1Петр.3:16).
Бескомпромиссная на диво,
Как неподкупная судья,
Решающая справедливо,
О, совесть, спутница моя!
Ты помышленья проверяешь
И взвешиваешь каждый шаг,
Советуешь, предупреждаешь
О поведении, делах...
Как я безмерно благодарен
Отцу Небесному, что мне
Светильник совести подарен
Для руководства на земле.
От проницающего ока
Ее не сокровенна мысль
Ни тайна горького порока,
Когда-то вторгшегося в жизнь.
Она жжет, словно раскаленный
В горниле до бела металл,
В делах, кто гнусных, беззаконных
Ее укорам не внимал.
Но Кровь Иисуса очищает
От всех пороков совесть тех,
Его кто верой принимает
И отвергает всякий грех.
Блаженны вы, коль ваша совесть
Не дремлет и не сожжена,
А правдою, любовью светит
Неукоризненна, честна.
Во всяком сомнительном случае, как только
осталась возможность опомниться и подумать, вспомните о Христе,
вообразите себе Его живым, каким Он есть, и возложите на него все бремя
сомнений. Он уже заранее согласился принять и это бремя со всеми другими
не для того, чтобы развязать нам руки на всякую мерзость, а для того,
чтобы вы, обратившись к Нему и оперевшись на Него, могли удержаться от
зла и стать в этом сомнительном деле проводником Его несомненной правды"
(Дух. о-вы жизни, СПБ, 1897).
"Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы
могли противостоять в день злый и, все преодолевши, устоять. Итак
станьте, препоясавши чресла ваши истиною, и облекшись в броню
праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир; А паче
всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные
стрелы лукавого; И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть
Слово Божие; Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом,
и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о святых"
(Еф.6:13-18).